Нынешнее состояние математической подготовки, в особенности логической культуры, выпускников школы не только не лучше прежнего (как того обещают нам реформаторы образования), но даже хуже.
- Во время проведения ЕГЭ по математике летом 2011 г. обнажилась логическая безграмотность выпускников средней школы, проявившаяся в практически поголовном непонимании ими своих ошибок по некоторым задачам части С. Более того, тонкие логические моменты решений правильно воспринимались далеко не всеми экспертами по проверке школьных работ.
- Методические пособия для ЕГЭ зачастую пишутся в средневековом стиле. Так, в инструкциях для экспертов решение многих уравнений, неравенств и систем:
— оформляется в виде переходов к следствиям (со словами «поэтому», «значит», «отсюда получаем» и т.п.), не обращаемым логически впоследствии, потому что под ними, дескать, местами понимаются равносильные преобразования;
— сопровождается тотальным, логически не необходимым для решения задачи, выписыванием ОДЗ, да еще и нахождением его в явном виде;
— излагается порой логически невнятно, излишне многословно, с путаницей в обозначениях и т.д.
- В заданиях ЕГЭ из года в год повторяются логически некорректные задания или инструкции по их выполнению:
— не позволяющие выписать ответ в случае ошибочного решения;
— принципиально разрешающие числу (а не множеству!) быть ответом в уравнении;
— неявно предполагающие доказательство реализуемости нескольких геометрических конфигураций, удовлетворяющих данным условиям, к чему совершенно не готовят в школе;
— требующие в части С писать обоснованные решения, несмотря на то что решение уже представляет собой обоснование (даже доказательство) правильности полученного ответа.
- В школе изучение общематематического понятия равносильности сводится исключительно к исследованию равносильности уравнений, неравенств и систем, трактуемой как равенство множеств их решений. То же относится и к понятию следствия. Учащимся не прививаются навыки доказательств и элементы риторики. В результате дети не понимают логического смысла происходящего.
- Школьные учебники написаны из рук вон плохо, особенно для младших школьников: логические понятия толкуются неграмотно, формулировки многих задач некорректны. Не лучше обстоит дело и с учебниками для средней школы. Например, задание «решить уравнение» определяется как логическая альтернатива «найти все его корни или доказать, что их нет», в которой второе есть частный случай первого.
Вывод: если не принять мер, то через некоторое время выпускники школы перестанут понимать доводы друг друга в обсуждении общих проблем, не смогут формулировать утверждения так, чтобы окружающие их понимали, причем однозначно.