Профессиональное ориентирование учащихся в классах при механико-математическом факультете МГУ в ГОУ СОШ № 54 ЦАО г. Москвы

к.ф.-м.н., доцент, механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

В настоящем сообщении мы обсудим вопросы, связанные с профессиональным ориентированием учащихся, исходя из опыта преподавания в классах при механико-математическом факультете МГУ в ГОУ СОШ № 54 ЦАО г. Москвы. Сотрудничество школы и факультета в области профильной подготовки школьников начато в 1988 г. Основной целью работы классов при Мехмате МГУ является всестороннее развитие творческих способностей, расширение кругозора, а также повышение общей математической культуры школьников. Разработанный и постоянно совершенствуемый четырехлетний курс изучения профильных предметов (математики, физики и информатики) позволяет эффективно подготовить мотивированных школьников к успешному участию в олимпиадах, сдаче единого государственного экзамена и преодолению вступительных испытаний в вузы.

Отметим, что за многие годы накоплен значительный опыт работы с одаренными учащимися, методы работы апробированы, а достигнутые высокие показатели являются лучшим подтверждением правильности выбранных подходов.

Особую роль в образовательном процессе играет постоянный контакт школьников с активно работающими математиками, механиками, физиками – сотрудниками Московского университета, а также студентами и аспирантами, многие из которых сами закончили школу № 54. Эта профориентационная компонента обучения крайне важна: школьники реагируют на яркую личность преподавателя, а наличие таких «маяков» позволяет достигнуть берегов высшего образования, миновав «отмели» ослабевающего интереса к учебе и «рифы» посторонних и отвлекающих влияний улицы. Помимо того, обеспечивается неразрывная передача накопленного опыта, формирование среды для общения и научно-исследовательских начинаний.

Одним из ключевых принципов работы классов при Мехмате является основная направленность курса математики на углубленное изучение именно элементарной (школьной) математики, начиная с базовых понятий и заканчивая сложными олимпиадными заданиями. Дублирования вузовского курса высшей математики не происходит: вместо поверхностного знакомства с высшей математикой (а школьники могут воспринять только поверхностное, которое может только скорее повредить, обманув кажущейся доступностью сложных фактов) на занятиях происходит глубокое погружение в самые разнообразные разделы школьной математики, причем всюду, где это возможно, школьникам указывается направление дальнейших исследований, которое может быть проведено на более высоком уровне методами высшей математики. Тем самым, в рамках изучения профильных предметов реализуется связь «школа – вуз» и формируется начальное представление школьников о круге задач и вопросов, решаемых в вузовских курсах высшей математики и физики.

Индивидуальные исследовательские проекты стимулируют самостоятельный творческий поиск учащихся и позволяют им более глубоко проникнуть в заинтересовавшую область знаний, чем это удается сделать в рамках занятий. Профессиональному ориентированию школьников способствует, в частности, написание программ, проверяющих математических гипотезы, чем обеспечивается также синтез знаний, полученных на уроках математики и информатики. Естественнонаучные проекты (по физике, химии, биологии, географии) также важны для учащихся классов при Мехмате МГУ, поскольку они расширяют и обогащают картину окружающего мира и предоставляют широкие возможности для построения математических моделей и выявления междисциплинарных связей.

Активное содействие профессиональному ориентированию школьников оказывает работа ежегодного многопрофильного зимнего лагеря, который существует уже около 10 лет, и большинство учащихся классов при Мехмате проводят зимние каникулы в этом лагере. В организации учебно-научной работы лагеря в разные годы принимали и принимают участие сотрудники механико-математического факультета: профессор И.Н. Сергеев, доценты А.В. Бегунц, П.А. Бородин, А.Е. Панкратьев, а также многие аспиранты и студенты факультета. Руководство лагеря в лице М.Г. Ивановой постоянно разрабатывает и реализует современные методы повышения эффективности обучения и организации здорового отдыха детей. Хорошо отработанная методика проведения такого массового, интересного и полезного мероприятия, а также самоотверженная работа педагогов зимнего лагеря ГОУ СОШ № 54 заслуживают самой высокой оценки.

В заключение приведем результаты поступления в вузы (2011 г.) выпускников класса при Мехмате МГУ в ГОУ СОШ № 54 ЦАО г. Москвы (25 чел.):

     10 – механико-математический факультет МГУ;

     3 – физический факультет МГУ;

     1 – факультет ВМиК МГУ;

     1 – геологический факультет МГУ;

     1 – географический факультет МГУ;

     1 – филологический факультет МГУ;

          8 – другие вузы (ГУ-ВШЭ, МАДИ, МАИ, МТУСИ, НИЯУ МИФИ, МПГУ).

Код публикации: 

2207

Издание: 

Страница в издании: 

22