Олимпиады – инструмент в работе учителя

доцент кафедры элементарной математики, учитель математики, МПГУ, МПГУ, ФМШ № 2007

На математических олимпиадах выявляют победителей (их примерно 10%), то есть олимпиады - инструмент для выбора лучших. По итогам олимпиад отбирают «наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах», абитуриентов в вузы; победителей олимпиад приглашают в математические школы и кружки. Результаты олимпиад учитываются при аттестации учителей, аккредитации школ, составлении рейтингов учебных заведений. Как видим, в центре внимания - «спортивная составляющая» математических олимпиад. Неудивительно, что математические олимпиады высокого (да зачастую и среднего) уровня – удел профессионалов – учащихся и учителей.

Возникают вопросы. Зачем математические олимпиады тому огромному большинству школьников, которые не будут победителями? Зачем учителям, у которых в наше время и без этого хватает забот, участвовать в организации олимпиад? Почему учащиеся зачастую плохо решают задачи?

Краткие ответы. Решение задач – естественная потребность человека, а математическая олимпиада - рекламная акция, в которой «рекламируется» наука математика, и самое интересное, что в ней есть, – решение задач. Этим они и полезны школьникам и их учителям. Для успешного участия в олимпиадах необходима подготовка и правильная организация олимпиад.

Предложения:

Практикум по решению задач – система подготовки к олимпиадам. Практическая реализация идей Дж. Пойа. Проходит апробацию в школах Москвы (с 1983 г.).

Турниры Архимеда (с 1992 г.) – система олимпиад: история, принципы организации.

Код публикации: 

2208

Издание: 

Страница в издании: 

24