Единство школьного и вузовского образования требует сохранения и учета их качественной специфики. Немаловажное значение для подготовки специалистов имеет математическое образование.
Начатое в школе развитие аналитических навыков должно быть продолжено в ходе изучения математических предметов на первых курсах вуза, где школьное образование должно расширяться и углубляться не только по содержанию, но и по формам и методам работы. Однако на практике эта преемственность, как правило, почти не реализуется.
Можно выделить следующие основные недостатки математической подготовки выпускников средней школы.
— У большинства школьников отсутствует навык формулирования определений, теорем и постановки задачи.
— Мало внимания в школе уделяется развитию навыков вычислений без калькулятора и осуществления тождественных преобразований алгебраических выражений.
— Развитие логики и интуиции, которые мы наблюдаем в геометрии, делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения в школьном курсе. Несмотря на это школьный курс геометрии остается одной из проблемных «точек» методики преподавания математики.
— Существующее ЕГЭ не позволяет отследить принцип преемственности на этапе перехода из школы в вуз. На этом этапе должны выявляться уровень знаний, готовность к самостоятельному овладению новыми знаниями, умение применять теорию к решению практических задач, способность обучаться без ежедневного контроля со стороны.
— Отсутствие преемственности в формах и методах работы при переходе из школы и вуз создает препятствие для взаимопонимания студентов и преподавателей, вследствие чего процесс обучения не носит характера диалога, который необходим для эффективного усвоения знаний. В психологическом плане это ведет к тому, что часть способных студентов теряет веру в свои силы. Отсутствие преемственности является также одной из существенных причин невысокого уровня знаний студентов и плохой успеваемости по математике в первом семестре.
— Естественно, что изучение курса математического анализа в вузе невозможно без опоры на знания, приобретенные учащимися по началам анализа в средней школе. Студенты первых курсов, имеющие пробелы по каким-либо разделам из школьной программы по математике, испытывают заметные трудности в усвоении вузовской программы по математике, поскольку она предполагает свободное владение школьным материалом.
— Основной трудностью осуществления принципа преемственности в обучении школьников и студентов математическому анализу является отсутствие единой методики введения в школе и вузе таких понятий, как функция, предел, производная, интеграл.
Отметим, на наш взгляд, важные проблемные вопросы и возможные способы их решения.
- Проблема. На ряде факультетов вместо полноценных курсов алгебры, анализа и теории вероятностей и математической статистики математика представлена «скромным» курсом высшей математики.
Решение: в настоящее время отсутствует.
- Проблема. Сокращение часов выделяемых на изучение дисциплины. Обычный режим – одна лекция и один семинар в неделю.
Решение: проводить больше контрольных или самостоятельных работ, например в конце семинара. Домашнее задание, выданное на предыдущем семинаре, сдавать в начале следующего занятия. Проводить промежуточную аттестацию 3–4 раза в семестр.
Позиции: посещаемость, выполнение домашних заданий, результаты контрольных работ. Теряется смысл зачета, экзаменационная оценка складывается из нескольких промежуточных. Студент знает свой промежуточный результат на данный момент. Курсовые работы.
- Проблема. При изучении задач математического анализа и линейной алгебры со студентами первого курса часто возникает необходимость повторного изучения некоторых тем школьного курса математики.
Решение: на первой неделе обучения принято проводить тестирование по математике с целью выявить студентов, нуждающихся в дополнительных занятиях по школьному курсу алгебры и началам анализа, которые проходят параллельно с изучением математического анализа и линейной алгебры.
По результатам тестирования выявлять темы, вызывающие наибольшие трудности. Затем включить эти темы в планы семинаров. Это позволит школьникам «плавно» и быстрее перейти от задач школьной программы к более содержательным задачам линейной алгебры и математического анализа.
- Проблема. На доказательства теорем не хватает времени. Доказательства теорем зачастую не входят в список экзаменационных вопросов.
Решение: давать задачи на семинарах и на зачетах, в которых используются фрагменты доказательств теорем.
- Проблема. Для студентов ряда факультетов важнейшим предметом является вероятность и математическая статистика, а они к этим курсам не подготовлены.
Решение: составлять программы курсов алгебры и анализа с этой целью. Больше использовать прикладные пакеты, решать задачи большой размерности, проводить занятия по теории вероятностей и математической статистике в компьютерных классах.