Деятельность факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова по программе «МГУ – школе»

научный сотрудник факультета вычислительной математики и кибернетики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Сегодня практически все профессии требуют владения компьютером. Если же человек специализируется в области ИТ, он будет хорошим специалистом при условии, если постоянно осваивает новые технологии и повышает свой образовательный уровень. Факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В.Ломоносова создал целую структуру непрерывного образования, охватывающую как все возрастные группы, так и различные группы учащихся, различающихся уровнем подготовки.

Для организации и реализации образовательных программ на факультете ВМК существует специальная структура – Учебный центр [http://vmk-edu.ru]. Цель проводимых в Учебном центре курсов – максимально быстро донести до слушателей знания, необходимые для повышения их квалификации или удовлетворения индивидуальных потребностей.

Направления деятельности Учебного центра ВМК

Подготовительные курсы. Абитуриентам предлагаются курсы по математике, физике, информатике, русскому языку и литературе. Несколько программ обучения – 3-хлетняя (с 9 класса), 2-летняя (с 10 класса), одногодичная (11 класс), пятимесячная (с января для 11 класса). На подготовительных курсах используются собственные учебные пособия, написанные преподавателями Учебного центра.

На образовательных выставках, в которых факультет принимает участие четыре раза в год, сотрудники и преподаватели Учебного центра проводят просветительскую работу с посетителями выставки, а также пробное тестирование старшеклассников по математике и информатике на собственных компьютерах с использованием автоматизированной системы тестирования, созданной в нашем Учебном центре.

Компьютерные курсы. Обучение на компьютерных курсах охватывает все возрастные категории: от школьника начальных классов до пенсионера. Школьники составляют особую группу. Тематика занятий курсов охватывает все востребованные на текущий момент области информационных технологий, которые можно осваивать как «с нуля» (для начинающих), так и углубленно (для специалистов). Обучение имеет свои специфические особенности в организации процесса, в работе со слушателями, в преподнесении материала разным группам слушателей. Опыт организации и проведения занятий на компьютерных курсах используется в основном обучающем процессе факультета. Используя площадку Фестиваля науки, который традиционно проводится на территории МГУ в октябре, мы популяризируем среди школьников компьютерные технологии, организуя конкурсы, «занимательное обучение» непосредственно на площадках фестиваля. При ВМК МГУ функционирует первый в России авторизованный учебный центр Microsoft IT Academy, в котором ведется обучение по самым востребованным направлениям. Курсы предназначены для студентов старших курсов и молодых специалистов. Цель курсов – приблизить уровень образования выпускников к требованиям работодателей.

Работа с учителями. Чтобы повысить уровень подготовки как можно большего числа выпускников школ, без помощи учителей школ не обойтись. Направление работы определено очень четко: «Факультету нужны хорошие абитуриенты, а учителям – хорошие ученики». Работа с учителями на факультете ВМК началась еще до того, как МГУ имени М.В.Ломоносова объявил о программе «МГУ – школе». Мы организовывали курсы повышения квалификации для учителей (платные), выступали с беседами на мероприятиях для учителей школ, несколько раз принимали участие в Московском педагогическом марафоне, выступали перед учителями на окружных методических советах, организовывали тематические встречи с учителями на факультете. Факультет работает в разных направлениях, способствующих повышению квалификации школьных учителей: курсы повышения квалификации, выпуск учебных пособий, проведение тематических семинаров для преподавателей школ, летних школ, съездов, участие в выпуске журнала «Потенциал» для учителей информатики, физики, математики. Используя возможности факультета, Учебный центр неоднократно проводил экскурсии учителей на суперкомпьютер, а также обзорные экскурсии по территории МГУ.

Проблемы дистанционного обучения. Учебный центр факультета в течение нескольких лет проводит дистанционное обучение абитуриентов по математике. В последний год появились курсы подготовки к ЕГЭ по информатике. В наших курсах для учителей, как и на подготовительных курсах по информатике, мы используем дистанционную компоненту. Базой наших дистанционных курсов является система Moodle с дополнительным расширением. Тем не менее мы предпочитаем очные занятия. Особенно это касается курсов повышения квалификации учителей.

Пропаганда научно-популярных знаний: журнал «Потенциал». Научно-популярный журнал «Потенциал» предназначен для старшеклассников и учителей – всех тех, кто интересуется математикой, физикой, информатикой. Издание журнала производится силами ведущих вузов страны – МФТИ, МГУ имени М.В.Ломоносова, МИФИ. Сотрудники факультета принимают самое непосредственное участие в издании журнала по направлениям «информатика» и «математика». В 2010 г. журнал получил диплом Всероссийского конкурса СМИ «PRO-образование – 2010» в номинации «Лучший специализированный журнал по образованию». В 2011 г. факультет ВМК совместно с журналом «Потенциал» организовал конкурс среди учителей школ на лучшую научно-популярную статью, описывающую проектную деятельность их учеников. Конкурс имел большой успех, несмотря на то что проводился впервые. Узость научных интересов современных школьников, обусловленная ориентацией на круг вопросов, представленных в ЕГЭ, крайне беспокоит научные круги. Как известно, современные открытия делаются на стыке наук. Журнал «Потенциал» пытается расширить кругозор школьника, привлекая в качестве помощника школьного учителя.

Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Информатика стала связующим звеном между разными областями деятельности человека. А значит, обществу нужны грамотные специалисты в области ИТ. Решать проблему подготовки таких специалистов надо начинать не в высшем учебном заведении, а гораздо раньше, со школьной скамьи.

Университеты должны выпускать высококлассных специалистов. Такие специалисты вырастают из грамотных студентов. А грамотные студенты получаются из хорошо обученных абитуриентов. Не будет хорошего абитуриента – не получится и грамотного специалиста. Только при комплексном подходе к решению проблемы подготовки абитуриентов в области ИТ можно добиться результатов.

Код публикации: 

2212

Издание: 

Страница в издании: 

29