Биологическая грамотность и развитие школьников в контексте ориентиров новых образовательных стандартов и программы «МГУ – школе»

д.пед.н., ведущий научный сотрудник биологического факультета, МГУ

Особая роль в современных условиях развития качественно новых технологий, кризисного состояния жизненной среды принадлежит биологическому (и, в качестве его существенной составной части, экологическому) образованию. Биологическая грамотность населения в целом – это важнейший инструмент для достижения более сбалансированного развития общества. Она – основа сохранения здоровья; естественнонаучного мировоззрения, определяющего биосферное понимание существования и развития жизни на планете, а также развитие инновационной эколого-сбалансированной экономики. Одним из ученых, очень хорошо понимающим важность биологической грамотности и много сделавшим для того, чтобы внедрить это понятие в сознание общества, создавшим научную группу для исследования на биологическом факультете всех уровней биологического образования, был бывший декан биофака профессор М.В. Гусев.

Согласно нашему определению биологическая грамотность определяется как способность самостоятельно и своевременно применять биологические знания, адаптироваться к изменениям, нести ответственность за принятые решения, прогнозировать последствия для сохранения жизни как феномена, природы, здоровья человека. Низкий уровень биологической грамотности, связанные с этим нравственно-этические установки передаются из поколения в поколение. В подавляющем большинстве родители не знают и не понимают, зачем их детям нужна биология. Школьники при анкетировании отмечают, что биология «лишний предмет», «не имеющий ничего общего с жизнью», однако их интересуют новые биологический технологии и те возможности, которые они открывают. Съезд явился, по словам участников, уникальной площадкой для диалога учителей и педагогов вузов, ученых, представителей делового сообщества. Это своевременное мероприятие, поскольку в период реформирования образования на обоих уровнях, принятия ФГОС 2-го и 3-го поколения выявляются схожие проблемы, вопросы, требующие понимания и одновременного решения. Методология системно-деятельностного подхода не нова, но в определенной степени прогрессивна. Стандарты устанавливают требования к результатам обучения: личностным (мотивация, самостоятельность и др.), метапредметным (освоение межпредметных понятий и универсальных навыков – мышления, рефлексии и т.д.) и предметным, называемым компетенциями. Новые стандарты, как ожидается, помогут решить накопившиеся проблемы. Съезд обозначил и обсудил многие из них, а именно: выделение биологии в предмет по выбору в старших классах; сокращение часов на ее преподавание; падение интереса к дисциплинам биологического цикла; устаревшее содержание учебников; понижение уровня биологической подготовки выпускников; низкий уровень развития мышления; большой процент учащихся испытывает затруднения в понимании смысла предъявляемых форм разноуровневых заданий ЕГЭ; ориентация большинства учащихся только на сдачу ЕГЭ, а части учителей на его подготовку; неготовность к переходу на три уровня обучения (базовый, профильный и интегрированный); наличие ошибок в аттестационных вопросах ЕГЭ; отсутствие разработки в соответствии с ФГОС-2 новых программ, методических пособий, учебников, способа количественной оценки развития личностных характеристик, ОУН; отсутствие квалификации учителей для обучения в соответствии с новыми стандартами; низкий уровень владения компьютерными технологиями; отсутствие лабораторного оснащения школ; низкий статус учительской профессии и уровень оплаты труда; отток молодежи из профессии; снижение профессиональной компетентности; отсутствие программ и материально-технической базы для обучения одаренных детей; низкий уровень качества курсов повышения квалификации учителей; низкий уровень самостоятельности в обучении; малочисленность биологических кружков (интересоваться биологией не модно, «не круто») и другие. Конечно, съезд не на все вопросы мог ответить, но он их обозначил и создал поле для продолжения дискуссии профессионалов и ответственных управленцев (создан и работает домен – [http://www.bioteaching.ru]). Главной проблемой является то, что биология обозначена как предмет по выбору. Что это может значить для общества и каждого человека? Биология наука с большим мировоззренческим и воспитательным потенциалом, который определяет нравственно-этическое и эстетическое развитие учащихся, его низкий уровень у молодежи трудно было представить еще 10 лет назад. Те учащиеся, которые закончат обучение биологии в 9 классе и не выберут профессию биологической направленности, в дальнейшем, будучи специалистами в своих отраслях, не смогут избежать ошибок, учитывать биолого-экологические риски в быту, воспитании детей и, конечно, при принятии решений на разных административных уровнях. Одно биологически неграмотное решение, например при захоронении радиоактивных отходов, влечет за собой шлейф негативных последствий (иногда непоправимых), влияющих на природу, здоровье, социальные проявления, связанные с переселением людей, потерей работы и др. Биология помогает человеку осознать себя частью живого мира, почувствовать хрупкость жизни, увидеть системные связи всего со всем. Принятая Резолюция включает рекомендацию сохранить биологию как обязательную дисциплину в школе и средних профессиональных учебных заведениях. Важнейшей проблемой, на наш взгляд, является профессиональная компетенция учителей – это первейшее звено заботы всех, кто заинтересован в качестве биообразования и развитии науки в стране. На съезде уже была дана характеристика ФГОС, полагаем, она будет учтена при дальнейшей редакции. Остановимся на тех их возможностях, с помощью которых могут быть решены некоторые острые проблемы. Новые стандарты, как известно, вводят в обучение проектно-исследовательскую деятельность. Возможности проектного и исследовательского методов велики особенно в развитии учащихся, их личностных качеств, метапредметных навыков, отдельно отметим – мотивации. Они способны решить часть названных проблем, связанных с развитием качеств личности и универсальных умений и навыков, в т.ч. мышления (умение ставить цели, планировать, вычленять главное, анализировать, выдвигать гипотезы, искать альтернативы, выявлять связи и их сети, в конечном счете, решать проблемы). Результаты исследований достижений учащихся “PISA” показывают то, как невысок уровень развития мышления у десятиклассников. Известно, что проектная деятельность, использование в ней интерактивных методов, ИКТ является действенным, продуктивным обучением, т.к. формирует не только мышление, но и коммуникативные навыки; позволяет видеть смыслы; рефлексировать; учит применять знания; решать проблемы; разрушает барьер между естественнонаучными и гуманитарными знаниями, знанием и деятельностью, а это формирует убеждение, лежащее в основе воспитания мировоззрения. Нами был разработан метод графического моделирования развития процессов (системных и межсистемных), который развивает способность к мышлению ассоциативному, системному, прогностическому, и он прошел многократную апробацию при обучении школьников и студентов педагогического факультета МГУ, где используется сейчас. Однако следует заметить, что системно-деятельностная методология требует серьезного повышения квалификации учителей как в предметной области, так и методической, а также модернизации обучения будущих педагогов средней и высшей школы. Чем могут помочь программы классических университетов в развитии нашей школы? Участием в формировании структуры содержания биологического образования. Экспертной оценкой программ, учебников. Публикациями для школьников и учителей. Участием школьников в работе всех университетских кружков и в исследовательской работе студентов. Разработкой элективных курсов для школ по биологии. Проведением биологических олимпиад. Разработкой Программ и проведением курсов (очных и дистанционных) повышения квалификации учителей. Публикацией статей. Проведением летних школ. Приглашением учителей к участию в научных и образовательных конференциях, семинарах, публикациях в сборниках материалов научных мероприятий. Преподаванием биологических дисциплин в педвузах. Часть этих предложений реализуется на биологическом факультете через программу «МГУ – школе».

Код публикации: 

2216

Издание: 

Страница в издании: 

38