На современном этапе развития в сферах образования и науки накапливается немало противоречащих друг другу тенденций развития.
Например, быстрый прогресс науки (особенно естественнонаучной ее компоненты) – и в системе понятий, и в методах исследования – требует от каждого, включающегося в научную деятельность, более развитых знаний и способности активно использовать их в своей деятельности. Между тем общий уровень подготовленности выпускников общеобразовательной (а зачастую и высшей) школы по базовым естественнонаучным дисциплинам (в частности, по физике) довольно заметно снижается.
Другой пример – нарастающие трудности, которые испытывают многие выпускники школ при выборе своей будущей специальности (речь здесь идет именно о мотивированном выборе). С одной стороны, сейчас бурно развивается маркетинговая деятельность на рынке образовательных услуг и резко растет количество предложений, с другой – уровень знакомства школьников с содержанием многих сфер профессиональной деятельности заметно снижается. Одной из наиболее проблемных в этом отношении является сфера естественнонаучной деятельности.
Конечно, это связано и с противоречиями методического плана. Сейчас сформировался весьма заметный разрыв между современным состоянием естественных наук и их изложением в рамках школьного курса. «Механическое» включение последних научных достижений в новые школьные образовательные стандарты и в построенные на их базе учебные программы лишь в небольшой степени способствует преодолению этого разрыва. Дело в том, что отразить все многообразие достижений науки в рамках жесткого календарного плана школы без серьезного ущерба для базовой подготовки очень тяжело, и к тому же для корректного и одновременно доступного рассказа об этих достижениях подавляющему большинству преподавателей школ нужна помощь специалистов, непосредственно причастных к миру современной науки.
Таким образом, решение проблемы мотивированного выбора выпускниками школ направления дальнейшего образования и адаптации их к этому обучению в естественнонаучных областях год от года становится все более сложным и для самих выпускников и их родителей, и для вузов, работающих в этих областях. Преодоление этой тревожной тенденции невозможно без всестороннего развития взаимодействия представителей общего и высшего профессионального образования.
Такое взаимодействие должно идти по трем направлениям:
— Просветительская деятельность: встречи школьников с представителями науки и преподавателями вузов как в рамках масштабных мероприятий (ярким примером такого мероприятия является организованный Московским университетом Фестиваль науки), так и непосредственно в школах. Эта форма работы должна быть нацелена на максимально широкую аудиторию, и в первую очередь на школьников, находящихся на стадии выбора области специализации обучения, т.е. на 8–9 класс. При этом надо стремиться к охвату и более младших школьников.
— Профориентационная работа: выявление мотивированной на изучение естественных наук части школьников и вовлечение их в более тесное взаимодействие с представителями науки. Здесь важную роль может сыграть развитие проектной и исследовательской деятельности школьников. Этому направлению сейчас уделяется немало внимания, но в реальной практике исследовательские работы школьников не всегда дают им возможность освоить методы или хотя бы базовые принципы научного исследования. И здесь консультации и научное руководство «настоящих» научных сотрудников обычно являются очень эффективными. Кроме того, важно не снижать активности и на проверенных временем направлениях – развивать в школе при активном участии вузов и научных учреждений олимпиадное движение, другие формы интеллектуальных соревнований естественнонаучной направленности.
— Подготовка школьников к высшему профессиональному образованию: именно преподаватели вузов наиболее эффективно могут подсказать школьникам, как следует строить свою подготовку по выбранным предметам не только для того, чтобы успешно преодолеть вступительные испытания, но и в дальнейшем успешно стартовать в обучении. Важнейшее дело – участие вузов в методической работе в школе.
На физическом факультете накоплен опыт по организации работы со школьниками и сотрудничеству со школами. Сейчас можно выделить следующие формы этой работы в рамках обозначенных выше направлений.
Преподаватели и научные сотрудники факультета выступают в школах с лекциями о современной физике и физических основах современных технологий. Сейчас такие лекции проводятся и на базе «внешкольных» структур, таких как Малая Академия, созданная в сотрудничестве с факультетом дополнительного образования МГУ, и непосредственно на базе лабораторий факультета и связанных с ним научных центров в МГУ. Можно отметить большую работу, проводимую астрономическим отделением факультета и ГАИШ МГУ: его сотрудники активно работают в Московском планетарии, ведут астрономические кружки, проводят широкомасштабные мероприятия, в рамках которых все желающие могут поучаствовать в астрономических наблюдениях. На ядерном отделении факультета и в НИИЯФ МГУ создана лабораторная система, в рамках которой немало школьников и учителей самостоятельно выполнили исторические эксперименты, отмеченные Нобелевской премией. Отдел работы со школьниками регулярно организует экскурсии школьников в учебные и научные лаборатории факультета.
Физический факультет активно участвует в проведении ряда научных и образовательных конкурсов школьников: конкурс МГУ – Интел «Ученые будущего», «Молодые исследователи», «Турнир юных физиков», наши представители участвуют во многих конкурсах, проводимых другими организациями. Факультет проводит целый ряд разнообразных олимпиад школьников по физике. Все больше появляется примеров сотрудничества преподавателей факультета со школьниками и учителями в рамках исследовательской деятельности.
На физическом факультете действуют разнообразные системы подготовки школьников к олимпиадам по физике и к последующему обучению на факультете. Занятия ведутся не только в Москве, но и в других регионах РФ: существует система дистанционной подготовки, преподаватели факультета выезжают в регионы для проведения занятий. Ежегодно публикуются сборники задач олимпиад и профильных испытаний МГУ по физике, методическая литература по подготовке к олимпиадам. Многие сотрудники факультета участвуют в написании учебников и методических пособий по физике и математике, участвуют в проведении циклов повышения квалификации учителей. Преподаватели и сотрудники физического факультета в течение многих лет участвуют в проведении этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике в г. Москве. Преподаватели факультета проводят занятия по подготовке команды школьников г. Москвы к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике (занятия проходят в школе № 179 МИОО) и являются руководителями этой команды, которая традиционно занимает лидирующие позиции среди команд других регионов.
В нынешних условиях настоятельно необходимо не только сохранять уровень взаимодействия Московского университета и общеобразовательных школ. Это взаимодействие следует значительно расширять, ибо без этого вряд ли удастся обеспечить развитие образования – не только в «узком» смысле (то есть развитие собственно МГУ), но и в «широком», то есть развитие всей системы российского образования. Физический факультет открыт для сотрудничества со всеми школами, заинтересованными в повышении уровня преподавания физики и активизации профориентационной работы с учениками.