О некоторых принципах построения курса физики в средней школе

к.ф.-м.н., старший преподаватель физического факультета, МГУ
к.ф.-м.н., доцент физического факультета, МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва

Многолетний опыт общения с абитуриентами на вступительных испытаниях на физический и другие факультеты МГУ имени М.В.Ломоносова и работа со старшеклассниками на подготовительных курсах показывают, что уровень знаний по физике среднего выпускника школы оставляет желать лучшего.

Проведенные авторами исследования показывают, что школьники воспринимают физику как науку, содержащую набор огромного числа не связанных между собой понятий, законов, формул, а вдобавок к этому еще и огромное число способов решения непохожих друг на друга задач. У подавляющего большинства учащихся, как правило, нарушено ощущение целостности и логической стройности изучаемого курса физики. Даже у заинтересованных школьников, собирающихся продолжать обучение в технических вузах, знания по физике обычно представляют собой бессистемный набор сведений из различных ее разделов. В чем же причина такого состояния дел?

Опыт работы авторов в школах, общение с учителями и подробное изучение большинства имеющихся в настоящее время учебников по физике для 7–11 классов позволяют предположить, что не последней причиной сложившейся плачевной ситуации является пренебрежение некоторыми основополагающими принципами построения курса физики. Именно по этой причине впечатления от физики у большинства учащихся (и даже их родителей, имеющих техническое образование) умещаются в довольно узком диапазоне от «ничего не понятно, хотя и интересно» до «понять, откуда что берется, невозможно».

Нами представлен новый учебно-методический комплекс (УМК) по физике для 7–11 классов общеобразовательных школ, разработанный ведущими преподавателями кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, имеющими многолетний опыт работы со школьниками и студентами младших курсов. УМК включает в себя учебники, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ, пособия для учителя. В настоящее время учебники 7, 8, 9 и 10 классов получили одобрение РАН и РАО. Линия 7–9 входит в число «рекомендованных», а учебник «Физика-10» – в число «допущенных» для использования в общеобразовательных школах на территории Российской Федерации. Учебник «Физика-11» проходит рецензирование в РАН и РАО.

Апробация линии 7–9 проходила в более чем 30 регионах Российской Федерации.

Данный УМК отличает ряд следующих принципов, заложенных в основу его создания.

  1. Логическая последовательность. Последовательное изложение материала должно убедить школьника в том, что физика представляет собой логически стройную науку, базирующуюся на более чем ограниченном количестве утверждений. Все последующие законы и соотношения выводятся из них посредством простых логических рассуждений. Авторы также старались избегать декларативного представления физических законов.
  2. Ступенчатость изложения. Отсутствие у учеников на начальном этапе необходимого математического аппарата не позволяет изложить основные законы механики и методы решения задач в полном объеме. Поэтому предлагаемый курс построен по ступенчатому принципу: от простого к сложному.
  3. Преемственность. Введенные на начальном этапе физические понятия, определения физических величин и формулировки основных законов используются и в старших классах. Несмотря на то что такой подход создает определенные трудности на начальном этапе обучения, по мнению авторов, он оправдан и целесообразен, ведь, как известно, переучивать сложнее, чем учить.
  4. Классификация задач. Задачи в УМК разделены на группы, которым присвоены названия. Подобное разделение позволяет учащимся, во-первых, ориентироваться при решении новых задач; во-вторых, что нам представляется даже более важным, понять, что при кажущемся разнообразии задач число их видов весьма ограничено.
  5. Наличие алгоритма решения задач каждого вида. В учебнике приведены подробные алгоритмы решения задач каждой группы. По мнению авторов, такие алгоритмы помогают научиться самостоятельно разрабатывать логически правильную последовательность действий при решении задач, использовать полученные теоретические знания на практике и одновременно хорошо усвоить теорию.
  6. Возможная автономность. Учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для лабораторных работ построены таким образом, чтобы ученик имел возможность самостоятельно разобраться в материале.
  7. Достаточность. Все вопросы и упражнения в конце каждого параграфа построены таким образом, чтобы ученик мог успешно справиться с ними, используя, в основном, только материал данного параграфа.
  8. Разноуровневость обучения. УМК создавался как разноуровневый и может быть использован как в классах базового, так и профильного уровня.
  9. Поэтапная систематизация и возможность поэтапного контроля. Авторы уделили особое внимание четкости формулировок итогов параграфов, глав, позволяющих представить изученную информацию в компактном и наглядном виде, что должно способствовать приведению в порядок полученных учащимися знаний.

По мнению авторов, следование этим принципам позволяет сделать школьный курс физики доступным для учащихся и при этом с самого начала заложить базу для поэтапного систематического изучения в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки выпускников.

Код публикации: 

2218

Издание: 

Страница в издании: 

43