Необходимость формирования и реализации системы непрерывного дополнительного образования учителей на базе МГУ

к.г.н., заместитель декана географического факультета, МГУ

В настоящее время географическое образование является важнейшим и необходимым компонентом развития личности, представляющим собой способ общения и взаимодействия с окружающими миром. Географическому образованию отводится лидирующая роль в познании закономерностей и пространственно-временных связей природных и общественных явлений, воспитании патриотизма через изучение географии своей Родины.

В последние годы в профессиональной среде отмечается озабоченность падением престижа географии как науки в общественном сознании; отсутствием образовательной области «География» в нормативных документах и включением предмета «география» в область общественных дисциплин; падением рейтинга географии среди школьников и  исключением географии из вступительных испытаний многих вузов; сокращением количества часов на ее изучение; изменением подходов               к изучению географии в связи с нацеленностью процесса обучения на            сдачу ЕГЭ.

При наличии общественного заказа на географическое образование, зафиксированного в федеральных государственных образовательных стандартах, существует необходимость консолидировать географическое сообщество для укрепления и дальнейшего развития географического образования и географической науки как стратегически важной основы реализации стратегических приоритетов развития России. В связи с внедрением новых образовательных стандартов, необходимостью использования современных образовательных технологий остро стоит вопрос о формировании системы подготовки и повышения квалификации учителей географии.

Актуальность разработки и реализации программ дополнительного образования для учителей – курсов повышения квалификации, летних школ, тематических семинаров и т.д. – определяется несколькими ключевыми моментами.

Во-первых, в связи с внедрением в географические научные исследования в последние десятилетия новых технологий (ГИС, новые методы дистанционного зондирования и др.) географической наукой получены новые сведения о закономерностях распространения и динамики природных и социально-экономических объектов и явлений. Новые достижения географии – и методические, и теоретические – должны в адаптированном виде внедряться в содержание школьного курса   географии.

Во-вторых, наша страна в настоящий момент переживает весьма сложный и динамичный период развития. С этим связано резкое обострение целого комплекса проблем – социальных (включая национальные проблемы, проблемы занятости и миграции населения и др.), экономических и экологических. Все эти проблемы, причем именно в комплексе, изучаются географической наукой. Высокая степень динамичности социально-экономических и связанных с ними природно-техногенных процессов, возникновение новых методологических и теоретических проблем исследования новых явлений в обществе и природе требуют регулярного обновления фактологической и методической базы преподавательского состава высшей и средней школы в области географии.

В-третьих, в самые последние годы (уже в XXI  в.) произошли существенные изменения в организации контроля знаний учащихся средней школы и абитуриентов высших учебных заведений на текущих, выпускных и вступительных экзаменах разных уровней. Важнейшим инструментом контроля стал ЕГЭ. С 2008 г. в МГУ (а в других вузах несколько раньше) результаты ЕГЭ стали основным критерием отбора абитуриентов для поступления в вуз. Еще одной важной формой выявления творчески одаренных абитуриентов стали школьные олимпиады, победители и призеры которых получают существенные льготы при поступлении. В     свете сказанного возросло значение тестовых форм опроса школьников           и абитуриентов, вырос удельный вес творческих заданий, востребовано умение ставить и решать логические и расчетные задачи (в частности, географические задачи), выявить главное в объекте или явлении,                     дать синтетическую характеристику процессу или территории. Этим         аспектам, связанным с методологией и методикой составления и алгоритмами решения различных задач, необходимо уделять особое внимание.

Наконец, в-четвертых, в период ускоренного развития нашего общества возросли его требования к скорейшему внедрению достижений науки и образования в практику, а для естественных наук о Земле и гуманитарных наук (география сочетает в себе черты тех и других) все более важным становятся натурные наблюдения в природных условиях и разных секторах социума. Соответственно, требуется акцентирование внимания в средней и высшей школе на связи образовательного процесса с реальной практикой. Особенно ценным для общеобразовательной школы становится вовлечение учащихся в научную и практическую работу.

В этой связи в последние годы на географическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова были разработаны и опробованы ключевые формы дополнительного образования учителей средних школ: в августе 2010 г. проведена летняя школа для учителей; в декабре–январе 2010–2011 гг. реализована программа повышения квалификации для учителей географии и экологии («Актуальные вопросы географии» и «Современные проблемы экологии»). На базе географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова 28–29 октября 2011  г. прошел первый Всероссийский съезд учителей географии, организованный Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Русским географическим обществом и Межрегиональной Ассоциацией учителей географии России. В работе съезда участвовало более 600 представителей из 83 субъектов Российской Федерации и ряда иностранных государств. В Резолюции съезда отмечена необходимость поддерживать и развивать систему непрерывного дополнительного образования учителей школ на основе интеграции педагогического образования и научного потенциала университета с учетом внедряемых новых образовательных стандартов и программ.

Код публикации: 

2219

Издание: 

Страница в издании: 

45