Профессиональное ориентирование школьников через занятия в Малой Академии МГУ – модуль «Науки о Жизни и Земле»

к.б.н., ведущий научный сотрудник Музея Землеведения, МГУ

Профессиональное самоопределение учащихся средних школ достаточно сложный процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности, являющегося частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную группу, выбора образа жизни, профессии. В стенах школы без помощи опытного педагога или сторонних организаций профессиональная ориентация остается одной из главных проблем выпускников школ, а интерес к тем или иным наукам часто определяется только творческим подходом школьного преподавателя. Что может способствовать решению этой проблемы? В первую очередь, это создание возможности для учащихся задолго до окончания средней школы познакомиться на практике с различными видами трудовой деятельности, особенно это необходимо для творческих, одаренных детей. Для них очень важно иметь представление о научных направлениях и методах работы в той или иной научной области. Именно эту задачу и призвана решать Малая Академия МГУ.

С 2007 г. в рамках программы «Школа развития» Малой Академии МГУ проводятся занятия по модулю «Науки о Жизни и Земле» на базе Музея Землеведения МГУ. Именно в музее эти занятия для школьников имеют наиболее выраженный положительный эффект, так как позволяют сочетать получение знаний из различных естественных наук (комплексность и междисциплинарность) и интерактивные формы обучения, которые направлены на побуждение к самостоятельному поиску решений. Музей – это благоприятная образовательная среда, где наилучшим образом воплощаются общепедагогические (дидактические) принципы – наглядности обучения, доступности, научности, связи теории с практикой. Но главное - предоставляется возможность знакомства с широким спектром естественных наук, о которых в школьной программе встречаются только упоминания.

Модуль «Науки о Жизни и Земле» предусматривает два вида деятельности. Сначала, в осеннем семестре, ребят знакомят с различными естественными науками и их современными достижениями, причем ни одно занятие не проводится только в форме лекции, а в весеннем семестре под руководством научных сотрудников учащиеся выполняют исследовательские проекты. Выбор тем для исследования производится с учетом интересов школьников и по их желанию и основывается на полученных в осеннем семестре знаниях о различных научных проблемах.

По сложившейся традиции занятия осеннего семестра посвящены таким наукам, как экология, почвоведение, геология, картография, палеонтология, зоология беспозвоночных, микробиология, генетика, геоботаника и физиология растений. Каждое еженедельное занятие – это погружение в мир современных научных проблем, о чем свидетельствует тематика занятий:

— «Горные породы – свидетели геологических процессов»;

— «Портрет Земли: план и карта»;

—  «Московский регион: природа и человек. Проблемы устойчивого развития»;

—  «Развитие органического мира Земли и его изучение»;

—  «Генетика – наука XXI века»;

—  «Микроорганизмы и их роль в жизни человека»;

—  «Экосистемный подход к изучению животного мира природных зон»;

—  «Биологический мониторинг качества окружающей среды» и др.

Для исследовательских работ ребята наиболее часто выбирают темы из таких наук, как экология, генетика и микробиология, что вероятнее всего связано еще и со средствами массовой информации, хотя определенный интерес вызывает и геология. Среди исследовательских геологических проектов наибольшее признание получил проект Андросовой Натальи «Горные породы в облицовке главного здания МГУ имени М.В.Ломоносова». Данная работа неоднократно была удостоена премий на различных конкурсах, а сама Наталья в ходе работы приобрела уверенность в своем профессиональном выборе и сейчас учиться на 3-м курсе геологического факультета МГУ. В качестве примера других выполненных исследовательских проектов приведем их названия:

—  определение качества воды в открытых водоемах природного заказника «Воробьевы горы»;

—  разработка учебного экологического маршрута на территории парка Фили;

—  состояние древесной растительности вдоль экологической тропы в природном заказнике «Воробьевы горы» в весенний период;

—  влияние почвообразующих факторов на формирование почвенного покрова Подмосковья;

—  эрозия почвенного покрова в Сочинском национальном парке;

—  анализ содержания бактерий и микроскопических грибов в воздухе школьных помещений и др.

Руководство исследовательскими работами школьников осуществляется научными сотрудниками Музея Землеведения, биологического факультета и факультета почвоведения. По результатам выполненных работ были подготовлены и опубликованы статьи в сборниках «МГУ – школе», а также сделаны доклады на секции молодых исследователей на ежегодном Фестивале науки в МГУ.

Выполнение исследовательского проекта затрагивает еще два важных образовательных аспекта – умение планировать свою работу и выбирать методы для исследования. К сожалению, массовое внедрение в настоящее время проектной деятельности в средние школы идет без должного методического сопровождения, поэтому многие работы школьников, представляемые на конкурсы, носят только реферативный характер, что снижает образовательное значение самой работы. Одной из основных своих задач работы со школьниками мы видим в пропаганде и распространении грамотности постановки исследовательской работы. Для достижения этой цели следует придерживаться следующего плана выполнения исследовательской работы в естественнонаучной области:

—  конкретизация проблемы и выбор темы;

—  определение цели и задач работы;

—  выбор методов;

—  определение исполнителей и распределение обязанностей;

—  сбор информации (наблюдение, эксперимент, моделирование) и ее статистическая обработка;

—  анализ результатов;

—  подготовка выводов и рекомендаций;

—  оформление исследовательской работы (бумажный и электронный варианты);

—  подготовка доклада, статьи;

—  участие в конкурсах.

Только полное выполнение указанного плана позволяет считать исследовательскую работу завершенной и способной дать ученику глубокое представление о научных методах и объектах.

Таким образом, работая под руководством научного сотрудника и изучая пусть и простые научные методы, ребята начинают постигать основы творческой работы и уже осознанно выбирают область своей будущей профессиональной деятельности. Таких примеров уже много среди студентов МГУ различных естественных факультетов.

Код публикации: 

2220

Издание: 

Страница в издании: 

48