Разработка учебного экологического маршрута на территории парка Фили как опыт проектной деятельности учащихся

учитель географии, ГОУ Центр образования № 1497, Москва
научный сотрудник, Музей Землеведения МГУ

Музей Землеведения МГУ на протяжении нескольких лет принимает участие в образовательных программах Малой Академии МГУ, направленных на всестороннее сотрудничество с учителями и их поддержку и включение школьников в исследовательскую деятельность. Модуль естественнонаучных дисциплин в учебных курсах для старшеклассников предполагает на завершающем этапе разработку самостоятельного проекта под руководством научных сотрудников музея. Музей Землеведения является уникальным научно-образовательным учреждением и располагает возможностью представлять науки о Земле в комплексе и атмосфере академического пространства, что является залогом серьезной и увлекательной работы, отличной по форме от традиционных уроков.

Один из исследовательских проектов учащихся выполнялся в течение двух лет и был связан с разработкой экологического маршрута в Филевском парке. Данная тема была выбрана на стадии планирования как наиболее интересная и посильная для школьников, актуальная для нашего города, позволяющая интегрировать различные дисциплины и проявлять творчество. К проекту была привлечена группа учащихся разных классов, заинтересованных в совместной работе и готовых объединить свои усилия. Такой подход позволил им разделять деятельность, проявлять самостоятельность и взаимопомощь, используя различные умения, навыки и собственные увлечения. Благодаря этому работа продолжалась почти непрерывно и весьма плодотворно, результаты работы неоднократно были представлены на конференциях школьников, на Фестивале науки, в виде отчетов, а главное – в форме разработанной экскурсии и учебного стенда в кабинете географии. На стадии сбора материала проводились натурные обследования, привлекались литературные и картографические источники, экспозиционные материалы Музея Землеведения, коллекции и работы, созданные учениками школы. Исследования проводились по различным направлениям: геолого-географическим, зоолого-ботаническим, историко-культурным, социологическим. Исследовательская деятельность развивает у школьников экологическое мышление, воспитывает интерес к геологической истории родного края и его современным обитателям, повышает ответственность за сохранение природных и культурных объектов.

Фили-Кунцевский лесопарк входит в состав Природного парка «Москворецкий» г. Москвы, который состоит из крупных участков, объединенных долиной Москвы-реки в единый комплекс. Это особо ценная для города территория с высоким природным разнообразием, где обитают редкие виды растений и животных, а также существуют благоприятные условия для отдыха в природном окружении. Зеленый массив Фили-Кунцевского лесопарка скрывает древние поселения вятичей; на краю коренного берега реки, заросшего липами, дубами, вязами и кленами, стоит дворец Нарышкиных, окруженный парком. В парке выделены и охраняются несколько памятников природы, к которым относятся выходы юрских глин и участки оползневых склонов долины Москвы-реки. Особо охраняемые территории – это природное богатство нашего города, для их сохранения требуется участие всех жителей столицы. Эту задачу призвано решать экологическое просвещение, в частности создание экологических троп и маршрутов, оборудованных информационными и коммуникативными средствами.

Цель данного проекта – разработать специальный увлекательный маршрут, проходящий через разные ландшафты, интересные объекты природы и человеческой деятельности, собрать информационные материалы экскурсий для детей разного возраста и их родителей, воспитывая культуру поведения и чувство ответственности за сохранение природы парка. Для разработки учебной экологической тропы необходимо дать оценку состояния парка и обосновать ее необходимость в целях экологического просвещения и воспитания, привлечь руководство парка и общественные организации к созданию и поддержанию маршрута, оформить информационные материалы для школьных экскурсий. Во время полевых наблюдений были выбраны точки для описания маршрута и составлена схема на основе космического снимка и карт. Описание выбранных точек велось в полевом дневнике и послужило основой для сбора разнообразных данных и их систематизации. Учениками школы собран обширный материал по истории парка, природным компонентам – геологическому строению рельефа, поверхностным водам, почвенному покрову растительности и животному миру. Натурный материал с описанием собран в коллекции и интересные творческие гербарии. Сделано много интересных наблюдений, в том числе и фенологических. Несмотря на кажущееся обилие доступной информации, потребовались ее критический анализ и отбор, проверка достоверности, отсеивание второстепенных или сомнительных сведений. Эти навыки являются необходимыми для действий человека в культурном пространстве и природе: они развивают ответственность, добросовестность и системный подход.

Оформление собранного материала заняло продолжительное время и позволило проявить участникам проекта инициативность, творческий подход для создания презентаций, эскизов информационных стендов и знаков в парке, творческих фотографий и альбомов. Ребята рассказывали о своей работе родителям, учителям и школьникам разных классов, делали сообщения и участвовали в Первом московском экологическом форуме учащихся. Это привлекло внимание к проекту и показало его важность для жителей города. Старшеклассники увидели, что для осуществления природоохранных программ необходимы широкая поддержка общественных организаций, освещение в средствах массовой информации и технологически обоснованные решения. Полученный опыт позволил участникам познакомиться с методиками научного исследования, проявить коммуникативные навыки, оценить свои способности и выбрать направление для дальнейшей учебы.

Междисциплинарная проектная деятельность нацелена на многосторонний анализ проблемы, постановку конкретной цели и выбора средств для ее достижения. Для оценки полученных результатов требуется тщательный анализ и синтез полученной информации и исследовательских данных. Эта работа велась в условиях сотрудничества учеников и руководителей, оказывавших учебно-методическую помощь на всех этапах программы.

 

Код публикации: 

2221

Издание: 

Страница в издании: 

50