Исследование природы вместе с детьми

д.б.н., ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Современная экологическая культура требует знаний, навыков и ценностных ориентаций в проблемах живой и неживой природы, мира искусственных вещей, в сложной системе общественных правил и норм, в высшей духовной жизни. Ребенок осваивает мир культуры с помощью старших. Важную роль при этом играет опора наставников на современные научные знания и передача их ребенку в доступной форме. На практике это требует объединения усилий ученых, педагогов и родителей.

В середине XIX в. выпускник Московского университета К.Д. Ушинский заложил научные основы начального воспитания в нашем Отечестве [1]. Изучив педагогические системы Швейцарии, Германии, Франции, Англии, США, Ушинский пришел к выводу о необходимости опоры начального воспитания на родной язык и родную природу при условии наглядности обучения и обязательном усвоении трудовых навыков. Представления Ушинского вошли в каждый российский дом и закрепились как в сознании миллионов наших сограждан, так и в педагогической практике детских садов и школ. На эту основу легко ложатся современные требования, которые на десятилетие 2005–2015 гг. объединены мировым сообществом под общим названием «Образование для устойчивого развития» [2]. Анализ опыта работы отечественных детских садов [2–5] показывает, что современные дети в рамках целенаправленных научно-обоснованных учебных программ [3, 6] усваивают такие важные представления, как: (1) независимость законов природы от воли человека; (2) необходимость тщательного ограничения расходования материальных ресурсов и накопления отходов; (3) радость от развития личных способностей - физических, умственных, нравственно-духовных, – которые могут в дальнейшем стать базой для восприятия идеи устойчивости взаимодействий человека и биосферы [7; 8].

Анализ собственного многолетнего научно-практического опыта убедил меня в том, что в наши дни для воспитания подрастающего поколения в духе единства с природой необходимо целенаправленное повышение квалификации родителей и педагогов в области современных представлений о целях и задачах естественно-научного изучения природы, а также современных представлений о природных основах и механизмах развития исследовательских мотиваций у человека. Большую пользу при выборе наиболее эффективных форм работы с детьми может принести изучение практического опыта работы отечественных ученых по исследованию природы вместе с детьми. Исходя из этих убеждений, я разработала учебную программу «Исследование природы вместе с детьми», которая проходит в настоящее время этап экспериментального внедрения на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ в форме дистанционного обучения по программе краткосрочного повышения квалификации [http://kids.genebee.msu.ru]. Слушатели имеют возможность использовать электронные образовательные ресурсы для самостоятельной работы (теоретические и практические материалы, тесты, материалы для чтения) и консультации преподавателей. Продолжительность обучения по программе курса (72 часа) – 2,5 месяца. Первая группа начала занятия 1 ноября 2011 г. По окончании обучения слушатели, успешно прошедшие очную аттестацию, получат удостоверение государственного образца о прохождении курса краткосрочного повышения квалификации.

Программа готовит родителей и педагогов к созданию и реализации конкретных проектов по исследованию природы вместе с детьми. Слушатели входят в курс современных представлений о роли общения с природой для развития личности, о развитии навыков и мотиваций исследовательской деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. По окончании курса повышения квалификации выпускник получит возможность более углубленно и научно обоснованно понимать характер и круг проблематики исследования природы вместе с детьми, своеобразие методов и форм исследовательской деятельности с участием детей и уметь их использовать при создании и реализации конкретных исследовательских задач и проектов. Основное содержание курса связано с рассмотрением традиционных культурных основ и современных научных представлений о необходимости раннего приобщения к исследованиям природы для полноценного и гармоничного развития личности ребенка. Особенностью данного курса является его практическая ориентированность, основанная на рассмотрении конкретных образцов и примеров создания и реализации исследовательских проектов вместе с детьми в современной России.

Список литературы: 

1. Ушинский К.Д.. Родное Слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск, 1994.
2. Потапова Т.В. Образование для устойчивого развития в детском саду. М., 2006.
3. Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. 1997. № 1. С. 75–84.
4. Вместе со всей планетой. Научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ / Составитель Т.В. Потапова. Пущино, 1995.
5. Детский сад – эталон экологической культуры / Редактор-составитель Т.В. Потапова М., 2004.
6. Потапова Т.В. и др. НАДЕЖДА: комплексная программа подготовки детей до 10–12 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. Пущино, 1995.
7. Потапова Т.В., Морозова О.В., Волков В.А. Повестка дня на 21 век для детских садов России: программа действий по устойчивому развитию // Управление ДОУ. 2002. №3. С. 108–118.
8. Потапова Т.В. Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий человека и природы // Биосфера – почвы – человечество: устойчивость и развитие: Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию профессора А.Н. Тюрюканова. М., 2

Код публикации: 

2225

Издание: 

Страница в издании: 

58