Взаимодействие школы с вузами как средство повышения мотивации и профориентации учащихся

учитель химии, заместитель директора по научно-методической работе, ГОУ лицей № 1586, Москва

Современная ситуация в преподавании естественных наук определяется, с одной стороны, провозглашаемыми на разных высоких уровнях призывами к модернизации экономики страны, с другой – отмечаемым практически всеми неуклонным статистическим падением интереса к естественным наукам во всех возрастных категориях, включая, конечно, и школьников. Надежды на быстрый перелом последней тенденции, по-видимому, не имеют под собой достаточных оснований [1].

Поэтому как высшей, так и средней школе предстоит работать в условиях, которые нельзя назвать благоприятными. Тем не менее, проблемы естественнонаучного непрерывного образования предстоит решать, зачастую приспособляясь к создавшейся ситуации.

Сам термин «непрерывность» предполагает взаимодействие «школа – вуз» на уровне образовательных программ, систем отбора абитуриентов, методик совместной довузовской подготовки. С точки зрения юридического оформления сотрудничества наиболее эффективным средством представляется заключение прямых договоров с вузами, разумеется, лучше, если с ведущими. Лицей № 1586, представляющий предлагаемое сообщение, заключил подобные договоры с химическим факультетом МГУ и факультетом наук о материалах.

В качестве одного из результатов сотрудничества необходимо упомянуть введение в учебно-методический комплект профильного и базовых курсов химии интерактивных интернет-ресурсов, в основном, размещенных на сайте химического факультета. Наибольшую дидактическую эффективность продемонстрировали 3D модели органических молекул, которые позволяют существенно разнообразить школьный курс органической химии наглядными представлениями о пространственном строении изучаемых объектов [2]. Кроме того, подобные образовательные технологии позволяют использовать системно-деятельный подход и межпредметные связи, которые провозглашаются в качестве целей обучения в новом федеральном государственном образовательном стандарте.

Благодаря инициативе заместителя декана факультета наук о материалах профессора Е.А. Гудилина учащиеся 9–11 классов лицея № 1586 получили в прошедшем учебном году начальное нанотехнологическое образование. Оно осуществляется как в форме лекций в лицее, сопровождающихся демонстрациями простейших экспериментов, так и участием учащихся в лекциях о свойствах материалов, организованных на химическом факультете. Кроме того, благодаря сотрудничеству с ФНМ в лицее реализовано несколько исследовательских проектов школьников.

В целом, сотрудничество средней школы с естественными факультетами МГУ способствует самореализации мотивированных учащихся, позволяет найти себя тем, кто пока не ощущает в себе острой потребности посвятить себя естественным наукам по причине отсутствия необходимой информации. Выполнение исследовательских проектов под руководством сотрудников и аспирантов университета могло бы стать средством пополнения рядов студентов первокурсниками, обладающими начальными навыками экспериментаторов.

Список литературы: 

1. Лунин В.В. Проблемы подготовки кадров для химического образования и науки в России // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. М., 2011. С. 10–19.
2. Электронная библиотека учебных материалов по химии [http://www.chem.msu.ru]

Код публикации: 

2227

Издание: 

Страница в издании: 

62