Активное развитие современной системы дополнительного образования школьников требует проведения классификации основных направлений этой образовательной сферы. В представленной работе использованы подходы фасетного метода классификации, который подразумевает параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом не предполагается жесткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Основным преимуществом данного метода является гибкость структуры построения: изменения в любом из фасетов не оказывают существенного влияния на все остальные. Большая гибкость обуславливает хорошую приспособляемость классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых она создается. Недостатками данного метода являются неполное разделение множества классифицируемых объектов на выделенные классы и сложность применения.
Поскольку в каждом из выделенных направлений дополнительного образования значительное внимание должно быть уделено не только обучающим целям, но в равной степени и целям развития и воспитания, для проведения классификации были сформулированы:
— критерии, базирующиеся на личностных характеристиках выбранного контингента школьников (уровень обученности школьника в средней общеобразовательной школе, уровень развития мотивационной сферы, особенности профессиональной ориентации);
— критерии, определяющие цели и задачи дополнительного образования школьников (обучения, развития и воспитания);
— критерии, определяющие особенности организации учебного процесса (обучающие методы, приемы, технологии, возможности оптимального сочетания традиционных и дистанционных форм обучения).
На основании сформулированных критериев были выделены следующие направления дополнительного образования школьников:
- Развивающее направление дополнительного образования школьников, обеспечивающее расширение кругозора учащейся молодежи, ознакомление с актуальными востребованными обществом сферами деятельности.
- Направление практико-ориентированной деятельности школьников, направленной на освоение социально-значимых компетенций, умений и навыков.
- Направление углубленного изучения выбранной дисциплины, нацеленное на высокий уровень освоения предметных и методологических знаний.
- Направление организации проектных или исследовательских разработок школьников.
- Направление дополнительного образования школьников с особыми способностями в различных областях.
Проведенная классификация позволила подойти к разработке общей системы диагностики результатов дополнительного образования школьников. Для всех выделенных направлений к настоящему моменту разработан инвариант инструментария, оценивающего и диагностирующего результаты дополнительного образования школьников в сферах обучения, развития и воспитания, а для каждого направления этот инструментарий конкретизирован в свой вариант. Разработанный инструментарий содержит комплексы эффективных психологических и психолого-педагогических методов и приемов, предназначенных для исходной, оперативной и итоговой диагностики школьников, проходящих обучение в условиях дополнительного образования. Разработанный инструментарий позволяет проводить:
— оценку уровня усвоения предметного компонента содержания;
— оценку уровня усвоения методического компонента содержания;
— оценку развития познавательной мотивации к данному виду обучения;
— оценку развития коммуникативных компетенций школьников;
— оценку развития рефлексивных способностей школьников;
— оценку развития интеллектуальных способностей школьников;
— диагностику сферы профессиональной ориентации школьников.
Основное назначение разработанных комплексов диагностики заключается в обеспечении обратной связи, фиксирующей особенности протекания процессов обучения, развития и воспитания школьников, обучающихся в системе дополнительного образования.