Психолого-педагогические походы к классификации направлений дополнительного образования школьников

к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва
к. соц. н., начальник отдела, МГУ имени М.В.Ломоносова
к. физ.-мат. наук, док. пед. наук, профессор факультета психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Активное развитие современной системы дополнительного образования школьников требует проведения классификации основных направлений этой образовательной сферы. В представленной работе использованы подходы фасетного метода классификации, который подразумевает параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. При этом не предполагается жесткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Основным преимуществом данного метода является гибкость структуры построения: изменения в любом из фасетов не оказывают существенного влияния на все остальные. Большая гибкость обуславливает хорошую приспособляемость классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых она создается. Недостатками данного метода являются неполное разделение множества классифицируемых объектов на выделенные классы и сложность применения.

Поскольку в каждом из выделенных направлений дополнительного образования значительное внимание должно быть уделено не только обучающим целям, но в равной степени и целям развития и воспитания, для проведения классификации были сформулированы:

—  критерии, базирующиеся на личностных характеристиках выбранного контингента школьников (уровень обученности школьника в средней общеобразовательной школе, уровень развития мотивационной сферы, особенности профессиональной ориентации);

—  критерии, определяющие цели и задачи дополнительного образования школьников (обучения, развития и воспитания);

—  критерии, определяющие особенности организации учебного процесса (обучающие методы, приемы, технологии, возможности оптимального сочетания традиционных и дистанционных форм обучения).

На основании сформулированных критериев были выделены следующие направления дополнительного образования школьников:

  1. Развивающее направление дополнительного образования школьников, обеспечивающее расширение кругозора учащейся молодежи, ознакомление с актуальными востребованными обществом сферами деятельности.
  2. Направление практико-ориентированной деятельности школьников, направленной на освоение социально-значимых компетенций, умений и навыков.
  3. Направление углубленного изучения выбранной дисциплины, нацеленное на высокий уровень освоения предметных и методологических знаний.
  4. Направление организации проектных или исследовательских разработок школьников.
  5. Направление дополнительного образования школьников с особыми способностями в различных областях.

Проведенная классификация позволила подойти к разработке общей системы диагностики результатов дополнительного образования школьников. Для всех выделенных направлений к настоящему моменту разработан инвариант инструментария, оценивающего и диагностирующего результаты дополнительного образования школьников в сферах обучения, развития и воспитания, а для каждого направления этот инструментарий конкретизирован в свой вариант. Разработанный инструментарий содержит комплексы эффективных психологических и психолого-педагогических методов и приемов, предназначенных для исходной, оперативной и итоговой диагностики школьников, проходящих обучение в условиях дополнительного образования. Разработанный инструментарий позволяет проводить:

—  оценку уровня усвоения предметного компонента содержания;

—  оценку уровня усвоения методического компонента содержания;

—  оценку развития познавательной мотивации к данному виду обучения;

—  оценку развития коммуникативных компетенций школьников;

—  оценку развития рефлексивных способностей школьников;

—  оценку развития интеллектуальных способностей школьников;

—  диагностику сферы профессиональной ориентации школьников.

Основное назначение разработанных комплексов диагностики заключается в обеспечении обратной связи, фиксирующей особенности протекания процессов обучения, развития и воспитания школьников, обучающихся в системе дополнительного образования.

Список литературы: 

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1998.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
3. Жильцова О.А., Самоненко Ю.А. Реализация принципов психологической теории А.Н. Леонтьева в образовании // Вопросы психологии. 2007. №1. С. 136–144.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
5. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 253.

Код публикации: 

2230

Издание: 

Страница в издании: 

67