Формирование ключевых компетенций на уроках биологии

учитель биологии и экологии, ГОУ лицей № 1590 при МГТУ имени Н.Э. Баумана

Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать «количество образования» у каждого человека, следует иметь                   перечень компетенций в виде личностного ресурса, которым овладел обучающийся.

Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.

В рамках ценностно-смысловой компетенции у учащихся формируется способность:

—  видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы – «почему?», «зачем?», «в чем причина?», «как это устроено?» - осознавать свою роль и предназначение в нем – «а я смогу так?», «как это сделать?»);

—  видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений;

—  прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.

Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией. Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируется путем постоянного обращения к реалиям жизни, к окружающей действительности. На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Образовательная компетенция. На уроках биологии школьники учатся с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивая любую точку зрения. Подготовка проектов и научных работ формирует умение самостоятельно ставить цели исследования,             определять задачи и поэтапно двигаться к достижению результата. Готовность и способность учащихся к осуществлению самодиагностики                и самоанализа формируются на протяжении всего времени изучения биологии.

Учебная компетенция. В процессе работы учащиеся решают сложные задачи, дифференцируя их, делают обобщения и выводы о наблюдаемых явлениях или процессах. На практических и лабораторных работах, при проведении индивидуальных исследований у учащихся формируется навык в определении основных этапов работы, составления алгоритма для выполнения работы и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от ситуации. Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, осуществляется постоянно.

Познавательная компетенция. На уроках биологии учащиеся овладевают такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение, опыт, моделируют определенные процессы (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающие в живых организмах, решают творческие задачи и предлагают новые нестандартные решения проблем.

Информационно-коммуникативная компетенция предполагает формирование:

—  навыков работы в группе;

—  овладение различными социальными ролями в коллективе через интеллектуальную, игровую, исследовательскую деятельность;

—  умений логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных биологических терминов, вводимых в оборот на каждом занятии;

—  умений составления планов и опорных конспектов по изученному материалу.

Общекультурная компетенция:

—  осознание роли науки биологии в жизни человека, ее влияния на мир;

—  овладение познанием и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества;

—  осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах;

—  формирование у учащихся научной картины мира, расширяющейся до культурного и всечеловеческого понимания.

Социально-трудовая компетенция:

—  формирование у школьников социальной активности и функциональной грамотности;

—  овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере, в области профессионального самоопределения;

—  формирование умений анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, на которых мы стремимся развивать мыслительную деятельность учащихся, закладывая основы для формирования ключевых компетенций.

Код публикации: 

2233

Издание: 

Страница в издании: 

74