Критериальный подход к оцениванию результатов образования как фактор мотивации учеников

учитель биологии и экологии, школа № 1317 г. Москвы

Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» указывается на то, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования.

Проект государственного стандарта предусматривает 3 типа результатов образования: личностные, надпредметные, предметные. Они отражают качества личности, надпредметное содержание компетенций как элементов культуры и предметов деятельности, учебные предметы. Логическая структура учебных задач обучения выглядит следующим образом: надпредметные цели, заданные на конкретном предметном содержании.

В настоящее время существует множество критериев выставления оценки; зависят они от личности учителя, предмета, школы, региона. Реальные сложности оценивания:

—  в настоящее время нет прописанного алгоритма организации самостоятельной деятельности школьника, которая может привести к заинтересованности;

—  учебники не выполняют функцию управления познавательной деятельностью. По старинке материал описательный, без «искры», без проблемных заданий;

—  не существует общепризнанных приемов классификации ОУУ и УУД;

—  нет концепции их формирования для предметов, входящих в базисный учебный план;

Международный опыт решения проблем деятельностного содержания образования предлагает следующую схему модели обучения:

—  персональный проект;

—  учебная задача;

—  область взаимодействия;

—  критериальные компетенции;

—  оценивание.

Ожидаемым результатом образования станет компетентность обучающегося, приращение его личных качеств и свойств, то есть компетенций. Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Вероятно, в оценочной деятельности целесообразно диагностировать именно общие учебные умения.

Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!».

Наша работа строится по двум направлениям: изучение программ (стандартов) по курсу биологии и создание особой образовательной среды, способствующей творческой деятельности ученика. Прежде всего выделяем приоритетные для биологии основные учебные умения – интеллектуальные, практические, рефлексивные. Знания – обязательная часть компетенций. В оценочной диагностике используем как стандартные тесты, проверочные работы, биологические диктанты, работы с глоссарием и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся: эвристические задания, интеллектуальные и открытые задания, задачи на составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту, диагностические олимпиады, нелогичные тексты. Кроме того, составление коллажей, написание эссе, рассказов, сказок, стихов, плакатов. Несомненно, активные методы обучения, блистательно пропагандируемые Д.Н.Кавтарадзе, – игровые методики. Каждая форма работы оценивается по критериальному принципу, то есть по накопительной системе баллов. В ходе поисков новых подходов в оценочной деятельности применялась комплексная оценка учащихся.

Одним из интереснейших методов критериального оценивания является метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.

В современном мире приоритетным и объединяющим мировоззрением становится эколого-гуманистическое, поэтому стараемся все проекты наполнять экологическим содержанием. В ходе проекта рождаются метапредметные и межпредметные продукты: презентации, научные статьи, сказки, кукольные спектакли, эссе, лекции, видеофильмы, тематические газеты и т.п. Ученики докладывали результаты проектной деятельности и получили высокую оценку на Экологических молодежных форумах, конференциях, конкурсах. Лучшие результаты легли в основу личных портфолио. Оценка учеников в форме портфолио является сильным стимулом в обучении.

Наши выводы:

—  оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика;

—  для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка;

—  наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения;

—  особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика;

—      главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является создание национальной системы диагностики и контроля образовательного процесса.

Список литературы: 

1. Иванов Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Библиотека «Первого сентября». 2007. Вып. 6 (12).
2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в интерактивные методы обучения. М., 2009.
3. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М., 1991.
4. Компетентностный подход и качество образования М., 2008.
5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М., 2008.

Код публикации: 

2234

Издание: 

Страница в издании: 

76