Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» указывается на то, что традиционная система оценки качества учебных достижений учащихся не соответствует современным требованиям модернизации образования.
Проект государственного стандарта предусматривает 3 типа результатов образования: личностные, надпредметные, предметные. Они отражают качества личности, надпредметное содержание компетенций как элементов культуры и предметов деятельности, учебные предметы. Логическая структура учебных задач обучения выглядит следующим образом: надпредметные цели, заданные на конкретном предметном содержании.
В настоящее время существует множество критериев выставления оценки; зависят они от личности учителя, предмета, школы, региона. Реальные сложности оценивания:
— в настоящее время нет прописанного алгоритма организации самостоятельной деятельности школьника, которая может привести к заинтересованности;
— учебники не выполняют функцию управления познавательной деятельностью. По старинке материал описательный, без «искры», без проблемных заданий;
— не существует общепризнанных приемов классификации ОУУ и УУД;
— нет концепции их формирования для предметов, входящих в базисный учебный план;
Международный опыт решения проблем деятельностного содержания образования предлагает следующую схему модели обучения:
— персональный проект;
— учебная задача;
— область взаимодействия;
— критериальные компетенции;
— оценивание.
Ожидаемым результатом образования станет компетентность обучающегося, приращение его личных качеств и свойств, то есть компетенций. Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Вероятно, в оценочной деятельности целесообразно диагностировать именно общие учебные умения.
Одним из вариантов оценочной деятельности является технология критериального оценивания. Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!».
Наша работа строится по двум направлениям: изучение программ (стандартов) по курсу биологии и создание особой образовательной среды, способствующей творческой деятельности ученика. Прежде всего выделяем приоритетные для биологии основные учебные умения – интеллектуальные, практические, рефлексивные. Знания – обязательная часть компетенций. В оценочной диагностике используем как стандартные тесты, проверочные работы, биологические диктанты, работы с глоссарием и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся: эвристические задания, интеллектуальные и открытые задания, задачи на составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту, диагностические олимпиады, нелогичные тексты. Кроме того, составление коллажей, написание эссе, рассказов, сказок, стихов, плакатов. Несомненно, активные методы обучения, блистательно пропагандируемые Д.Н.Кавтарадзе, – игровые методики. Каждая форма работы оценивается по критериальному принципу, то есть по накопительной системе баллов. В ходе поисков новых подходов в оценочной деятельности применялась комплексная оценка учащихся.
Одним из интереснейших методов критериального оценивания является метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.
В современном мире приоритетным и объединяющим мировоззрением становится эколого-гуманистическое, поэтому стараемся все проекты наполнять экологическим содержанием. В ходе проекта рождаются метапредметные и межпредметные продукты: презентации, научные статьи, сказки, кукольные спектакли, эссе, лекции, видеофильмы, тематические газеты и т.п. Ученики докладывали результаты проектной деятельности и получили высокую оценку на Экологических молодежных форумах, конференциях, конкурсах. Лучшие результаты легли в основу личных портфолио. Оценка учеников в форме портфолио является сильным стимулом в обучении.
Наши выводы:
— оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика;
— для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка;
— наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения;
— особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика;
— главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является создание национальной системы диагностики и контроля образовательного процесса.