Интеграция основного и дополнительного образования школьников

учитель биологии, замдиректора, ГБОУ СОШ № 1284, Москва
к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва

Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей интеграции основного и дополнительного образования школьников. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации теоретических положений [1–3] в условиях работы средней школы с углубленным изучением английского языка № 1284 ЦАО Москвы.

Главным требованием интеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников. Конструктивное решение в данном случае достигнуто путем построения единого учебного процесса при последовательном развертывании основного и дополнительного образования школьников. Важной особенностью такого рода интеграции является использование особого учебно-методического обеспечения, выполненного в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, а именно: использование концептуальных схем, построенных с использованием метода системного анализа, схем ориентировочной основы деятельности, комплектов задач на самостоятельное выведение научных знаний. Эти материалы позволяют школьникам сформировать установку не только на репродуктивное воспроизведение учебного предмета, но и на его практическое использование.

Основное образование, охватывающее весь контингент учащихся школы, осуществляется школьными учителями с использованием преимущественно традиционных для российской школы форм обучения. В процесс дополнительного образования включается особый контингент учащихся: тех, кто добровольно выбрал для себя данный путь учебной траектории. В рамках дополнительного образования школьников реализуется оптимальное сочетание традиционных форм обучения школьников с инновационными формами (в рамках дополнительного образования). Организация учебного процесса, с одной стороны, базируется на привычной для старшеклассника работе в классе, с другой стороны, учащиеся постепенно начинают осваивать и новые формы учебной деятельности.

Очевидная новизна организации учебного процесса проявляется в предметном содержании курса дополнительного образования, которое в основном выводится учащимися самостоятельно на основе знаний, уже усвоенных в основных и базовых школьных дисциплинах. То есть в данном случае главная задача при работе с учебным предметом заключается в систематизации знаний, «принадлежащих» разным дисциплинам, их обобщении и комплексном применении для описания единых объектов. К новым формам учебной деятельности (по сравнению с основным образованием) относится усваиваемое учащимися в данном курсе умение работать с большим количеством научной и методической литературы, в отличие от работы с учебником, задачником, с учебным пособием. Здесь следует отметить и новый подход к работе с печатным материалом: не просто прочтение заданного параграфа, решение указанных учителем задач, выполнение заданий, но целенаправленный поиск научной или методической информации, ее рациональный отбор и самостоятельный анализ и систематизация.

Интересной особенностью дополнительного образования школьников является самостоятельный выбор учащимися необходимого методического инструментария, поскольку в традиционных школьных курсах, как правило, в практических и лабораторных работах учащиеся просто осваивают предлагаемое учителем оборудование и инструментарий. Они не задумываются над тем, можно ли выполнить данные работы с помощью каких-либо других методов, тем более не аргументируют, почему будут работать, используя именно данные методы, именно с данным набором инструментов.

Важнейшей особенностью проектных и исследовательских разработок школьников, проводимых в рамках дополнительного образования, является следующее:

—  партнерские отношения с учителем – учитель не обучает, а руководит познавательной деятельностью учащихся;

—  партнерские отношения с одноклассниками;

—  как результат первых двух – не просто допустимость, но необходимость партнерского равноправного обсуждения, спора по поводу всех элементов познавательной деятельности;

—  значительно большая, чем в основном образовании, доля самостоятельности учащихся;

—  ответственность не только за собственное усвоение знаний, но за итоговый общий результат;

—  большая, чем в традиционных школьных курсах, необходимость проявления инициативы, творческих способностей, развития воображения.

В заключение следует отметить, что в ходе проектной и исследовательской деятельности вместе с усвоением предметного содержания происходит и усвоение школьниками всех компонентов исследовательской и проектной деятельности, что является значимым вкладом в развитие их личности.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М., 2011.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
3. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

Код публикации: 

2235

Издание: 

Страница в издании: 

78