Цель данного исследования заключалась в изучении возможностей интеграции основного и дополнительного образования школьников. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации теоретических положений [1–3] в условиях работы средней школы с углубленным изучением английского языка № 1284 ЦАО Москвы.
Главным требованием интеграции общего и дополнительного образования школьников является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников. Конструктивное решение в данном случае достигнуто путем построения единого учебного процесса при последовательном развертывании основного и дополнительного образования школьников. Важной особенностью такого рода интеграции является использование особого учебно-методического обеспечения, выполненного в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, а именно: использование концептуальных схем, построенных с использованием метода системного анализа, схем ориентировочной основы деятельности, комплектов задач на самостоятельное выведение научных знаний. Эти материалы позволяют школьникам сформировать установку не только на репродуктивное воспроизведение учебного предмета, но и на его практическое использование.
Основное образование, охватывающее весь контингент учащихся школы, осуществляется школьными учителями с использованием преимущественно традиционных для российской школы форм обучения. В процесс дополнительного образования включается особый контингент учащихся: тех, кто добровольно выбрал для себя данный путь учебной траектории. В рамках дополнительного образования школьников реализуется оптимальное сочетание традиционных форм обучения школьников с инновационными формами (в рамках дополнительного образования). Организация учебного процесса, с одной стороны, базируется на привычной для старшеклассника работе в классе, с другой стороны, учащиеся постепенно начинают осваивать и новые формы учебной деятельности.
Очевидная новизна организации учебного процесса проявляется в предметном содержании курса дополнительного образования, которое в основном выводится учащимися самостоятельно на основе знаний, уже усвоенных в основных и базовых школьных дисциплинах. То есть в данном случае главная задача при работе с учебным предметом заключается в систематизации знаний, «принадлежащих» разным дисциплинам, их обобщении и комплексном применении для описания единых объектов. К новым формам учебной деятельности (по сравнению с основным образованием) относится усваиваемое учащимися в данном курсе умение работать с большим количеством научной и методической литературы, в отличие от работы с учебником, задачником, с учебным пособием. Здесь следует отметить и новый подход к работе с печатным материалом: не просто прочтение заданного параграфа, решение указанных учителем задач, выполнение заданий, но целенаправленный поиск научной или методической информации, ее рациональный отбор и самостоятельный анализ и систематизация.
Интересной особенностью дополнительного образования школьников является самостоятельный выбор учащимися необходимого методического инструментария, поскольку в традиционных школьных курсах, как правило, в практических и лабораторных работах учащиеся просто осваивают предлагаемое учителем оборудование и инструментарий. Они не задумываются над тем, можно ли выполнить данные работы с помощью каких-либо других методов, тем более не аргументируют, почему будут работать, используя именно данные методы, именно с данным набором инструментов.
Важнейшей особенностью проектных и исследовательских разработок школьников, проводимых в рамках дополнительного образования, является следующее:
— партнерские отношения с учителем – учитель не обучает, а руководит познавательной деятельностью учащихся;
— партнерские отношения с одноклассниками;
— как результат первых двух – не просто допустимость, но необходимость партнерского равноправного обсуждения, спора по поводу всех элементов познавательной деятельности;
— значительно большая, чем в основном образовании, доля самостоятельности учащихся;
— ответственность не только за собственное усвоение знаний, но за итоговый общий результат;
— большая, чем в традиционных школьных курсах, необходимость проявления инициативы, творческих способностей, развития воображения.
В заключение следует отметить, что в ходе проектной и исследовательской деятельности вместе с усвоением предметного содержания происходит и усвоение школьниками всех компонентов исследовательской и проектной деятельности, что является значимым вкладом в развитие их личности.