Формирование сознательного отношения учащихся к учебному процессу как основа самореализации личности и профессионального самоопределения школьника

учитель биологии, ГОУ СОШ № 316, Москва

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Целью общего образования в современных динамичных социально-экономических условиях является разностороннее развитие детей,                их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности и профессиональной реализации в будущем. Осуществить данные намерения на практике можно лишь при сознательном подходе учащихся                к  обучению.

Основная цель педагогической работы видится в следующем: формировать сознательное отношение обучающихся к учебному процессу, развивая познавательную активность и коммуникативные способности учащихся на практике, используя различные формы и методы работы.

Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому познавательные потребности активнее развиваются в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. При моделировании уроков в режиме самостоятельного обучения учитель отказывается от авторитарного обучения в пользу поисково-творческого.

При односторонней подаче знаний «учитель-ученик»

При самостоятельной познавательной деятельности учащихся

УЧИТЕЛЬ учит –

УЧЕНИК учится

УЧЕНИК определяет цель деятельности – УЧИТЕЛЬ помогает ему в этом

УЧИТЕЛЬ преподает – УЧЕНИК воспроизводит знания, получаемые в готовом виде

УЧЕНИК открывает новые знания – УЧИТЕЛЬ рекомендует источники знаний

УЧИТЕЛЬ управляет –

УЧЕНИК подчиняется

УЧЕНИК экспериментирует – УЧИТЕЛЬ раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность

УЧИТЕЛЬ активен –

УЧЕНИК пассивен

УЧЕНИК активен – УЧИТЕЛЬ создает условия для проявления активности

УЧИТЕЛЬ является субъектом – УЧЕНИК объектом обучения

УЧЕНИК субъект обучения –

УЧИТЕЛЬ партнер

Принципы работы учителя по формированию сознательного отношения обучающихся к учебному процессу:

—  учить диалогично, т.е. в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху - вниз»;

—  разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи (этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся);

—  способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, в частности к биологии, и в особенности в самоопределении, ответственности, в самостоятельности по отношению к познавательной деятельности;

—  обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства (устная речь, письменные работы, графические модели и символы);

—  способствовать формированию социальной адаптации личности учащегося.

Цели развития познавательной активности и коммуникативных способностей учащихся:

—  развитие мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы, применять знания на практике;

—  развитие познавательных умений – формирование умений составлять план изучаемого материала, делать опыты, вести исследования;

—  развитие умений учебного труда – развитие умений работать в должном темпе, конспектировать, развитие приемов наблюдения;

—  развитие воли и самостоятельности, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения владеть собой.

Этапы работы учителя для формирования сознательного отношения обучающихся к учебному процессу:

—  исследовательский этап предусматривает изучение потребностно-мотивационной сферы учеников;

—  проектировочный этап – отбор и конструирование процесса обучения, направленных на коррекцию деформированных потребностей и выращивание новых в соответствии с компонентами содержания образования и возможностями учебного предмета;

—  исполнительский этап – реализует поставленные цели через:

отобранное содержание биологического материала;

соответствующие ему формы и методы обучения, приемы и средства его подачи;

межличностные отношения учителя и ученика.

Конструирование процесса обучения – один из существенных моментов педагогической технологии.

Формы организации учебного процесса:

—  коллективная (беседы, дискуссии, конкурсы, игры, конференции, экскурсии);

—  групповая (работа в парах, постоянных и сменных), работа в группах на практикумах, семинарах, исследованиях;

—  индивидуальная (составление ОСК, выполнение творческих заданий, докладов, рефератов, кроссвордов, учебных конвертов).

Каждая из них несет на себе определенную нагрузку в стимулировании познавательной активности учащихся.

При моделировании уроков в режиме самостоятельного группового обучения ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет                 поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее                       осознает свои потребности. Работая в парах, группах, школьники по очереди сотрудничают друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих. Таким образом, групповые способы обучения обеспечивают           не только более высокий уровень общего развития обучения и интеллектуального развития, но и коммуникативных способностей каждого ученика.

Одними из наиболее прогрессивных на сегодняшний день форм и методов в режиме развития познавательной активности и коммуникативных способностей учащихся с целью формирования сознательного отношения к процессу обучения являются:

—  проблемное обучении;

—  исследовательский метод;

—  уроки с элементами модуля;

—  игровые уроки (5–6 классы);

—  метод проектов.

Важную роль в развитии сознательного отношения учащихся к процессу обучения играет хорошо продуманная система проверки знаний и умений учащихся, на которую возлагаются следующие функции:

—  контролирующая заключается в определении уровня подготовки, в выяснении степени усвоения пройденного материала;

—  обучающая и развивающая состоят в закреплении и дополнении полученных знаний;

—  воспитательная заключается в выработке у школьников ответственного отношения к учебе.

Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и в достаточно простой форме, а результаты ее доступны пониманию учеников.

Умение критически оценивать результаты своего труда – одно из главных умений школьников, ведущее к успехам во всей их учебной деятельности.

Код публикации: 

2236

Издание: 

Страница в издании: 

80