«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь»
Целью общего образования в современных динамичных социально-экономических условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности и профессиональной реализации в будущем. Осуществить данные намерения на практике можно лишь при сознательном подходе учащихся к обучению.
Основная цель педагогической работы видится в следующем: формировать сознательное отношение обучающихся к учебному процессу, развивая познавательную активность и коммуникативные способности учащихся на практике, используя различные формы и методы работы.
Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому познавательные потребности активнее развиваются в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, когда ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. При моделировании уроков в режиме самостоятельного обучения учитель отказывается от авторитарного обучения в пользу поисково-творческого.
При односторонней подаче знаний «учитель-ученик» |
При самостоятельной познавательной деятельности учащихся |
УЧИТЕЛЬ учит – УЧЕНИК учится |
УЧЕНИК определяет цель деятельности – УЧИТЕЛЬ помогает ему в этом |
УЧИТЕЛЬ преподает – УЧЕНИК воспроизводит знания, получаемые в готовом виде |
УЧЕНИК открывает новые знания – УЧИТЕЛЬ рекомендует источники знаний |
УЧИТЕЛЬ управляет – УЧЕНИК подчиняется |
УЧЕНИК экспериментирует – УЧИТЕЛЬ раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность |
УЧИТЕЛЬ активен – УЧЕНИК пассивен |
УЧЕНИК активен – УЧИТЕЛЬ создает условия для проявления активности |
УЧИТЕЛЬ является субъектом – УЧЕНИК объектом обучения |
УЧЕНИК субъект обучения – УЧИТЕЛЬ партнер |
Принципы работы учителя по формированию сознательного отношения обучающихся к учебному процессу:
— учить диалогично, т.е. в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху - вниз»;
— разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи (этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся);
— способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, в частности к биологии, и в особенности в самоопределении, ответственности, в самостоятельности по отношению к познавательной деятельности;
— обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства (устная речь, письменные работы, графические модели и символы);
— способствовать формированию социальной адаптации личности учащегося.
Цели развития познавательной активности и коммуникативных способностей учащихся:
— развитие мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы, применять знания на практике;
— развитие познавательных умений – формирование умений составлять план изучаемого материала, делать опыты, вести исследования;
— развитие умений учебного труда – развитие умений работать в должном темпе, конспектировать, развитие приемов наблюдения;
— развитие воли и самостоятельности, развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения владеть собой.
Этапы работы учителя для формирования сознательного отношения обучающихся к учебному процессу:
— исследовательский этап предусматривает изучение потребностно-мотивационной сферы учеников;
— проектировочный этап – отбор и конструирование процесса обучения, направленных на коррекцию деформированных потребностей и выращивание новых в соответствии с компонентами содержания образования и возможностями учебного предмета;
— исполнительский этап – реализует поставленные цели через:
отобранное содержание биологического материала;
соответствующие ему формы и методы обучения, приемы и средства его подачи;
межличностные отношения учителя и ученика.
Конструирование процесса обучения – один из существенных моментов педагогической технологии.
Формы организации учебного процесса:
— коллективная (беседы, дискуссии, конкурсы, игры, конференции, экскурсии);
— групповая (работа в парах, постоянных и сменных), работа в группах на практикумах, семинарах, исследованиях;
— индивидуальная (составление ОСК, выполнение творческих заданий, докладов, рефератов, кроссвордов, учебных конвертов).
Каждая из них несет на себе определенную нагрузку в стимулировании познавательной активности учащихся.
При моделировании уроков в режиме самостоятельного группового обучения ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. Работая в парах, группах, школьники по очереди сотрудничают друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих. Таким образом, групповые способы обучения обеспечивают не только более высокий уровень общего развития обучения и интеллектуального развития, но и коммуникативных способностей каждого ученика.
Одними из наиболее прогрессивных на сегодняшний день форм и методов в режиме развития познавательной активности и коммуникативных способностей учащихся с целью формирования сознательного отношения к процессу обучения являются:
— проблемное обучении;
— исследовательский метод;
— уроки с элементами модуля;
— игровые уроки (5–6 классы);
— метод проектов.
Важную роль в развитии сознательного отношения учащихся к процессу обучения играет хорошо продуманная система проверки знаний и умений учащихся, на которую возлагаются следующие функции:
— контролирующая заключается в определении уровня подготовки, в выяснении степени усвоения пройденного материала;
— обучающая и развивающая состоят в закреплении и дополнении полученных знаний;
— воспитательная заключается в выработке у школьников ответственного отношения к учебе.
Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и в достаточно простой форме, а результаты ее доступны пониманию учеников.
Умение критически оценивать результаты своего труда – одно из главных умений школьников, ведущее к успехам во всей их учебной деятельности.