В обычной общеобразовательной школе всегда есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.
Временный творческий коллектив учителей может участвовать в создании модели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся и позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности приводит к организации научно-исследовательской деятельности через создание школьного научного общества учащихся, проектной деятельности и внеклассной школьной научной конференции.
Внеклассное объединение учащихся и учителей возникает в случае, когда нужно подготовить какой-то большой проектный документ, школьную конференцию, требующие предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных методами анкетирования или интервью, анализа и обобщения этих данных, чтения специальной литературы, владения методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции, проблемно-ориентированного анализа.
В ГОУ Центр образования № 109 весной 2011 г. в рамках предметной недели была проведена конференция, посвященная экологическим проблемам Европейского Севера России «Быть ли Череповцу центром экологического туризма?»
Целью этой работы стала реализация межпредметных связей между такими учебными дисциплинами, как химия, биология, география, экология, экономика. Для этого был создан временный творческий коллектив, в котором объединились педагоги и учащиеся 9–10 классов.
Одной из задач, которую поставили перед собой учителя-предметники, явилось формирование у школьников – участников конференции - представления об экологической обстановке в одном из промышленных регионов России.
Использовались групповые формы работы, для чего к участию приглашались школьники как из профильных классов с углубленным изучением предметов, так и учащиеся общеобразовательных классов.
Тема научной конференции побудила учащихся моделировать различные ситуации, связанные с влиянием ряда факторов на состояние окружающей среды в регионе. Например, выступая в роли генерального директора и инженера-технолога предприятия, учащиеся могли акцентировать внимание на значении модернизации технологических процессов с учетом требований охраны окружающей среды. Таким образом, работа содействовала развитию целостного чувственно-эмоционального и логически-рационального восприятия окружающего мира.
Каждый учитель-предметник (химик, географ, биолог) поставил перед определенной группой учащихся задачи по конкретному направлению деятельности.
Учащиеся экономико-математического класса получили задание подготовить проект развития экологического туризма на Русском Севере в районе г. Череповца Вологодской области.
Вторая группа учеников выступала в роли представителей крупнейшего промышленного предприятия региона АО «Северсталь». В выступлении генерального директора металлургического комбината прозвучали цифры и факты, подчеркивающие значимость предприятия для региона и страны в целом, освещались вопросы взаимодействия руководства предприятия с администрацией Череповца по программе «Чистый город». Таким образом, представители общественности города были заверены в том, что экологическая обстановка в городе и регионе вполне благополучна. При подготовке учащимися использовались материалы официального сайта ОАО «Северсталь».
Независимые экологи представили конкретные данные по динамике загрязнения воздуха в г. Череповце за последние 20–30 лет различными токсическими веществами по сравнению с их ПДК. Информацию учащиеся собирали из газетных публикаций, отчетов экологических общественных организаций, использовали материалы доклада Правительства об экологической ситуации в Череповце, отчеты Центра гигиены и эпидемиологии в Вологодской области, диссертации по геоэкологии о состоянии загрязнения атмосферного воздуха на севере Русской равнины.
Группы учащихся медицинского класса представляли врачей городской медицинской службы, подтверждавшие заботу руководства ОАО «Северсталь» о здоровье работающих и снижении числа общих заболеваний. Аллерголог и пульмонолог выступили с данными, подтверждавшими рост аллергических заболеваний и заболеваний органов дыхательной системы, особенно среди детей и лиц пожилого возраста, за последние 15 лет в регионе. Для наглядности картину развития хронических заболеваний представили в виде причинно-следственных схем.
Таким образом, осознание проблем Череповца помогло нашим ученикам в выработке активной гражданской позиции. Наша школьная конференция получилась не только комплексной, междисциплинарной, но и социально-значимой, проблемно-ориентированной, краеведческой с элементами профориентации. Опыт подготовки и проведения конференции показал, что подобная форма работы интересна современным школьникам.
Важнейшим направлением нашей работы явилась актуализация теоретических знаний, полученных на уроках, их использование учащимися при обобщении конкретного фактического материала и выявлении причинно-следственных междисциплинарных связей.
Реализация данного проекта позволяет учащимся и учителям осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания, получить новый общественно-полезный интеллектуальный продукт, выявить существенные признаки развития изучаемых объектов познания, а главное - решает проблему обучения и развития способных, талантливых и одаренных детей, которые в новом веке станут авторами научных открытий.