Использование научно-художественной экспозиции Музея землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова для разработки заданий при проведении занятий по экологии со школьниками

д.б.н., старший научный сотрудник Музея Землеведения, МГУ
д.б.н., профессор, директор Музея Землеведения, МГУ

Одним из приоритетных направлений деятельности Музея является экологическое образование школьников. С 2006 г. в Музее Землеведения разработаны и активно осуществляются различные эколого-образовательные проекты, в том числе «Олимпиада по экологии» (для учащихся 9–11 классов), цикл занятий и руководство исследовательскими работами слушателей программы «Школа развития» Малой Академии МГУ и другие.

Цель проектов – привлечение молодых людей к современным экологическим проблемам, имеющим значение для устойчивого развития России, а также привлечение внимания руководителей школ, учителей и школьников города Москвы к экспозиции Музея Землеведения, ее богатым образовательным возможностям.

В рамках указанных образовательных проектов Музея Землеведения были разработаны задания для проведения занятий по типу «экологической тропы», проходящей по экспозиционным залам Музея Землеведения МГУ. Были составлены вопросы, ответы на которые школьники должны были найти, изучив научно-художественную экспозицию музея (красочные стенды, витрины, натурные биогеоценозы, макеты, чучела животных, гербарии, коллекции почв).

Основное содержание Музея Землеведения посвящено комплексу взаимосвязанных наук о Земле, изучающих структуру, функцию и динамику всех геосфер Земли.

Главная особенность экспозиций – органическая связь научной и изобразительной графики, представленной на стендах, с натурными коллекциями, расположенными в пристендовых витринах. Приведенные на стендах разнообразные схемы, карты, профили позволяют понять динамику структурно-функциональных связей между размещенными в их окружении натурными экспонатами.

Усвоению глубокой научной информации способствуют единство содержания и методическая сопряженность экспонатов (натурных, графических, объемных) и художественных произведений (картин, скульптур). Такое композиционное решение и яркие художественные образы создают у школьников «эффект присутствия», например, в природной зоне и, несомненно, помогают понять принципы и механизмы функционирования зональных экосистем и подходы к их охране.

Перед получением заданий со школьниками проводится вводный инструктаж, в котором рассказывается о структуре экспозиции. Результатом проведения занятий является один письменный ответ, составленный коллективно всеми членами команды.

Нами разработаны задания для проведения занятий по экологии по экспозиции «Природная зональность», расположенной в четырех залах (№ 17–20) 25-го этажа Музея Землеведения. Подготовленные вопросы можно разделить на три типа: поисковые (найти конкретный экспонат), обобщающие (на основе обобщения информации нескольких экспонатов), вопросы на эрудицию (на базе экспоната).

Задания разработаны по основным природным зонам: тундре и лесотундре, лесам, степи, тропикам.

Результаты апробации разработанной формы проведения занятий по типу «Экологической тропы» и командного тура «Олимпиады по экологии» с использованием научно-художественной экспозиции Музея Землеведения МГУ являются комплексными, они оказались полезными для школьников, учителей и преподавателей МГУ:

  1.  Благодаря использованию экспозиции у школьников возникают яркие ассоциации и смысловые цепи, что улучшает усвоение и запоминание пройденного материала; это помогает в учебном процессе и при подготовке к различным олимпиадам и экзаменам в школе.
  2. Школьники на экспозиции Музея Землеведения МГУ получают опыт коллективной научно-исследовательской работы, который помогает им оценить свои потенциальные возможности (для выбора будущей специальности и работы в коллективе);
  3. Результаты разработанной формы проведения занятий с использованием художественной комплексной экспозиции музея явились маркерами эффективности школьного образования, обнаружили конкретные недостатки (например, отсутствие связей между предметами), что позволило учесть их при планировании экскурсий в Музее Землеведения.
  4. Разработанная форма проведения занятий позволяет школьникам более эффективно провести разностороннюю апробацию своих знаний и возможностей перед экзаменами и олимпиадами различных рангов.

В заключение необходимо отметить, что творческий подход к разработке заданий при проведении занятий по экологии в Музее Землеведения (развитие разнообразия форм и содержания при проведении олимпиады) приносит свои плоды. Это подтверждает ежегодное возрастание числа школьников, участвующих в эколого-образовательных проектах Музея Землеведения, а также – высокие результаты проверки их знаний.

Код публикации: 

2240

Издание: 

Страница в издании: 

87