О возможностях реализации новых образовательных стандартов при изучении физики в средней школе

к.пед.н., учитель физики, ГБОУ ЦО № 654 имени А.Д.Фридмана, Москва

В проекте ФГОС общего образования от 24.11.2011 г. в главе II выделены требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования: личностные, метапредметные, предметные. На наш взгляд, работа с учащимися по достижению таких результатов предполагает либо пересмотр методики ведения уроков, либо разработку новых курсов для освоения метапредметной деятельности, указанной в проекте ФГОС.

Предлагаем, на наш взгляд, более оптимальный подход реализации выделенных требований ФГОС: все метапредметные виды деятельности должны формироваться средствами самого учебного предмета в единой связи с усвоением знаний. В основу нашего подхода положены исследования психологов в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), философская категория человеческой деятельности, методика деятельностного подхода на уроках физики в средней школе (С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова, Л.А. Прояненкова и др.). Более пяти лет нами проводится разработка уроков физики, на которых средствами данного предмета мы обучаем учеников выделенным в проекте ФГОС метапредметным деятельностям:

—  самостоятельно формулировать цели и составлять планы их достижения;

—  продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

—  проводить исследования;

—  критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Нами разработаны уроки, на которых мы обучаем учащихся самостоятельному формулированию целей при выполнении фронтальных лабораторных работ, при решении физических задач. Организуем работу учащихся по самостоятельному выявлению зависимостей между физическими величинами, раскрываем перед ними логику научного исследования окружающего мира. Создаем ситуации, в которых у учеников возникает потребность в самостоятельном планировании своих действий по экспериментальной проверке гипотез. Нами разрабатывается методика обучения учащихся составлению ответов на поставленный вопрос, пониманию смысла текстов из различных источников информации и критической интерпретации этой информации.

Следует отметить, что часть учащихся успешно применяет освоенные виды деятельности на других уроках.

Вместе с тем, мы констатируем, что в рамках существующих образовательных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по физике, а также соответствующих примерных программ, составленных на основе этих стандартов, количество отведенных часов на изучение физики не позволяет качественно обучить учащихся метапредметным деятельностям в рамках урока. Одной из основных причин, мешающих реализовать указанные выше требования в ФГОС, является акцент на знаниях, подлежащих усвоению. В этом современные программы по физике и содержание учебного материала данного предмета мало отличаются от содержания того учебного материала, который был в прошлом. Особенно катастрофическое положение с изучением физики сложилось в 9 классе: в программу внесены темы разных разделов физики, причем формально перенесен учебный материал 10 и 11 классов, тогда как ранее в этом классе изучался только раздел «Механика». Такой обвал информации основная часть девятиклассников не в состоянии ни запомнить, ни понять, а тем более овладеть какой-либо деятельностью. Именно к такому выводу мы пришли, применяя разрабатываемую нами методику обучения учащихся метапредметным деятельностям.

Если содержание новых стандартов для основной и средней (полной) школы не будут учитывать сложившуюся ситуацию, то выполнение требований ФГОС к выпускникам школы реализовано не будет, и ожидать в вузах абитуриентов с теми качествами, на которые будут ориентированы новые стандарты ВУЗов, в принципе не следует.

Код публикации: 

2241

Издание: 

Страница в издании: 

89