Концептуальные подходы к гражданскому образованию в школе и ВУЗе

к.пол.н., доцент факультета политологии, МГУ

Становление системы гражданского образования в условиях продолжающегося реформирования отечественного образования и в связи с принятием новых образовательных стандартов в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова актуализирует процесс поиска концептуальных подходов к определению модели гражданского образования в школе и вузе.

В этой связи развитие данной модели должно идти, на наш взгляд, в следующих направлениях.

  1. Усиление воспитательного потенциала гражданского образования в школе и вузе, направленного на формирование патриотических и толерантных качеств личности обучающихся, особенно это важно в условиях поликультурного московского мегаполиса.
  2. Учет в содержании образования как общечеловеческих ценностей, так и национальных; использование накопленного культурно-исторического опыта нашей страны.
  3. Создание условий для развития социального творчества обучающихся, творческого общения, инициативы и самостоятельности молодых граждан в принятии решений.
  4. Образовательные программы в сфере гражданского образования должны быть направлены на формирование толерантности, профилактику экстремизма, развитие культуры мира преподавателей, обучающихся и их родителей.

Складывание модели гражданского образования в школе и вузе должно помочь обучающимся приобрести следующие компетенции в сфере формирования личности гражданина:

—  способность и готовность к активному освоению ситуаций социальных перемен, к социальному и политическому выбору, позитивной адаптации к изменениям в социальной среде и в культуре;

—  усвоение общественных и правовых норм, стандартов демократического общества и государства и одновременно развитие автономии личности;

—  способность и готовность к совмещению различных социальных ролей и идентичностей, развитие навыков коммуникативной культуры, психологической устойчивости к быстрым социальным переменам и массированным информационным воздействиям;

—  развитие поликультурного компонента вузовского и школьного образования, предполагающего мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в пространстве образовательного учреждения, местного сообщества, города, страны в целом;

—  помощь школьникам и студентам в освобождении от стереотипов в социальном мышлении, дискриминации и ксенофобии в отношении иных социальных и культурных групп; допустимость альтернативных точек зрения и языков самовыражения; толерантность в отношении другого в качестве нормы социального поведения, принципа личной автономии и основы гражданской солидарности;

—  способность и готовность к постоянному обновлению своих знаний, восприятию образования как непрерывного процесса, что приобретает особое значение в связи с развитием профильного обучения в старших классах средних школ, активизирующего будущую профессионализацию школьников, стоящих перед проблемой профессиональной ориентации.

Названные компетенции должны формироваться в условиях развивающего обучения. Они ориентированы на модель обучения поискового типа: от усвоения исходных понятий к формированию сознательной позиции обучающихся посредством проживания ими учебного процесса в роли активного участника и соответственно через глубокое и самостоятельное (а в идеале и творческое) усвоение ЗУН, общих идей, возникающих в процессе выработки позиций, принятия решений. Внедрение и использование этих компонентов требует модернизации образовательного пространства «школа – вуз» и создание в его рамках условий для более полной реализации его основной функции как интегративной развивающей образовательной среды.

В представленном взгляде на обозначенную образовательную среду могут быть предложены новации в образовательные стандарты вуза и школы. В университетский стандарт в целях общеобразовательной подготовки студентов можно предложить следующие инициативы:

  1. В инвариантную часть учебного плана - обществоведческие предметы («Основы российского законодательства» с расширенным изучением прав и обязанностей гражданина).
  2. В вариативную часть – «Основы общества и государства», в рамках курса можно было бы рассмотреть вопросы взаимодействия общества и государства и роли в нем личности гражданина.
  3. В рамках факультативного обучения – модульный курс: «Я – гражданин России», в рамках которого могли бы быть представлены предметы гражданско-обществоведческого цикла, исходя из специфики профильного обучения факультета университета.

Для преемственности гражданского образования важно, чтобы в старшей школе были выделены следующие образовательные линии:

—  базовые общеобразовательные и профильные общеобразовательные курсы общественных наук, построенные по модульному принципу на основе государственного образовательного стандарта (экономика, социология, право, философия, политология и др.) по выбору школы, исходя из специфики профильного обучения;

—  элективные курсы граждановедческого характера по выбору учащихся (их цель – углубить и расширить представления учащихся о социальной практике, т.е. о возможностях применения граждановедческих знаний в реальной жизни).

Данные предложения могли бы стать научно-методической основой процесса формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности растущей личности обучающихся, способностей к социальной адаптации, социальной мобильности и социальному партнерству в рамках быстро изменяющихся условий среды обитания в мегаполисе современного общества.

Код публикации: 

2242

Издание: 

Страница в издании: 

91