В соответствии с Федеральным законом о введении ЕГЭ с 2009 г. ЕГЭ стал единственной формой государственной итоговой аттестации, совместив в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в вузы и техникумы. Идеологи ЕГЭ считают, что реализация этого закона позволила:
во-первых, обеспечить равные стартовые позиции всех выпускников школ при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения;
во-вторых, уменьшить коррупцию при приеме в высшие учебные заведения и уйти от системы репетиторства;
в-третьих, упростить процедуру поступления в вузы, сэкономив силы и средства абитуриентов;
в-четвертых, дала объективную оценку уровня знаний выпускников.
Так ли это на самом деле?
Пункт первый – «равные стартовые условия». Видимо, следует говорить о поступлении в «элитные» высшие учебные заведения и на популярные специальности, т.к. в остальном и раньше проблем с поступлением не было. Но «элитные», на то и «элитные», что предназначены не для всех, а для наиболее талантливых. «Правильно! – скажут идеологи ЕГЭ. – В МГУ, МГИМО, СПбГУ, ГУ–ВШЭ и прочие элитные вузы поступят только те, кто получит высокие результаты ЕГЭ». Значит уже не равные! Преимущество получают ученики тех школ и регионов, где лучше показывают результаты ЕГЭ. Именно показывают результаты, а не получают знания. Как только сертификат ЕГЭ стал единственным пропуском в элитный вуз, началась «погоня за баллами». Учителя и преподаватели вузов вместо передачи знаний и обучения перешли к натаскиванию. Несмотря на огромное количество пособий и возможностей подготовки к ЕГЭ, родители абитуриентов все равно обращаются к услугам репетиторов. О каких равных стартовых условиях можно здесь говорить? В худшем положении оказались и выпускники школ прошлых лет. Именно те, кто пытается поступить в выбранный вуз второй, а то и третий год подряд – наиболее целеустремленные люди.
Пункт второй – «коррупция». Обеспечить объективный прием в каждом конкретном вузе гораздо проще, чем по всей стране. Для этого должна быть внедрена безыменная, независимая проверка письменных работ. Такие технологии есть, и они успешно применялись в МГУ и других вузах. Приводятся цифры, что с введением ЕГЭ уровень коррупции в вузах снизился в два раза. Допустим. Но кто оценивал уровень коррупции при сдаче ЕГЭ. Центр тяжести коррупции перетекает в эту сферу. Спрос порождает предложение. Репетиторство не исчезнет. Им будут заниматься менее квалифицированные учителя и педагоги, да и не только. В армию репетиторов вольются студенты, аспиранты, чиновники. В зависимости от расценок каждый найдет себе клиентов. Подготовить к сдаче ЕГЭ легче, чем дать человеку знания, научить думать. А что плохого в репетиторстве? Индивидуальные занятия во все времена были эффективнее, чем коллективные. Они учитывают индивидуальные способности разных учеников, позволяют найти наиболее рациональные способы подготовки. Бороться надо не с репетиторством, а с псевдорепетиторством – в тех случаях, когда к репетитору обращаются не для получения знаний, а лишь из-за того, что он является членом экзаменационной комиссии и может повлиять на результат.
Угроза коррупции нависла и над олимпиадным движением. Предметные олимпиады разного уровня сегодня дают возможность поступления в вузы либо без экзаменов, либо засчитывая высший балл по соответствующей дисциплине. С введением ЕГЭ количество принимаемых по олимпиадам абитуриентов неуклонно растет. В некоторых вузах ими занята большая часть бюджетных мест. Армия репетиторов переключилась на подготовку к олимпиадам. Зачастую репетиторством занимаются члены методических комиссий и жюри. Растет число победителей и призеров олимпиад.
Пункт третий – «упростит процедуру поступления». Казалось бы так. Разослал документы в разные вузы – и жди себе результата. Внимательное прочтение «Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования» [1], разработанного Минобрнауки РФ, показывает, что многие школьники, стремящиеся попасть в вузы с высоким конкурсом, останутся «у разбитого корыта». Дело в том, что, узнав об отказе в приеме в желаемый вуз в связи с недобором баллов, у абитуриента из дальнего уголка Родины практически не остается времени на предоставление оригиналов документов об образовании в равноценный вуз. В лучшем случае он может рассчитывать на внебюджетные места. В то же время полная неразбериха и у вузов. Вузы, не дождавшись оригиналов документов от претендентов на зачисление, вынуждены объявлять допнабор; в подвешенном состоянии находятся те, кто желает обучаться на внебюджетных местах. В конечном итоге, масса абитуриентов, причем с достаточно высоким баллом, остается «за бортом». Что может быть справедливее очного соревнования нескольких претендентов на одно место, проведенного в одно и то же время по одним и тем же правилам?
Пункт четвертый – «сравнение уровня знаний». Эта задача вполне выполнима, если только снять с ЕГЭ функцию поступления в вузы, а оставить только функцию аттестации уровня преподавания в школах и уровня знания учеников. Сразу прекратятся «погоня» за баллами, натаскивание выпускников; показатели ЕГЭ станут более объективными. В законе о ЕГЭ достаточно поменять одно слово «обязать принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний» на «РАЗРЕШИТЬ», и все встанет на свои места. Многие государственные и коммерческие вузы, в которых нет большого конкурса, с удовольствием вместо необходимости проводить вступительные испытания будут засчитывать результаты ЕГЭ.
С введением ЕГЭ заметно увеличивается разрыв между уровнем школьного образования и требованиями высшей школы к остаточным знаниям выпускников. Особенно это стало заметно с принятием стандартов ВПО третьего поколения, нацеленных на достижение компетенций.
Снизить ажиотаж вокруг элитных учебных заведений, уровень коррупции при поступлении, обеспечить доступность качественного высшего образования можно подняв уровень образования в региональных вузах. Разве поехал бы талантливый мальчик из глубинки в Москву, если бы он смог получить хорошее образование в местном университете? Но сегодня он вынужден покидать семью, дом, любимый город, привычный образ жизни, чтобы получить качественное высшее образование. Задача заключается в том, чтобы высокий уровень высшего образования можно было бы получить не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах и областях. Необходимо не плодить бесчисленное количество коммерческих вузов, а развивать имеющиеся научные школы, укреплять материальную базу высшего образования, внедряя прогрессивные методы обучения, оборудование. Сегодня большинство родителей, вне зависимости от уровня своих доходов, понимают необходимость вложения средств в образование своего ребенка. Хотелось бы, чтобы и на государственном уровне была осознана эта необходимость, и программа возрождения российской образовательной системы была реализована. Все положительное, что было наработано в ходе проведения эксперимента по ЕГЭ, необходимо использовать при реализации этой программы. Например, технологии проверки тестовых заданий с использованием сканеров могут быть успешно применены вузами в учебном процессе.
Примечания:
Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования (В ред. приказов Минобрнауки России от 18 января 2010 г. № 58, от 11 мая 2010 г. № 481) [http://mon.gov.ru/work/obr/dok/vys/6472]