Особенности преподавания школьного курса обществознания и итоговой аттестации школьников по обществознанию в свете перехода на стандарты второго поколения

к.пед.н., учитель истории и обществознания, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, ЦО Технологии обучения, МИОО

Стандарт второго поколения: особенности структуры и содержания. Основным образовательным результатом стандарта является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. В стандарте (примерной программе по предмету) прописаны цели обществоведческого образования в школе, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания. Возникают проблемы: как соотносятся высокие требования к результатам с (а) учебниками, уровнем познавательной активности учащихся (на первом месте Интернет, на втором - книги); (б) низким уровнем подготовки учителя к ведению предмета; (в) необходимостью сдачи ЕГЭ.

Обществознание в школе изучается по концентрам. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Каков же принцип отбора содержания материала?

В 5 классе упор делается на нравственные аспекты межличностных отношений.

Задачи курса 6 класса - это формирование у учащихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Ученики получают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8–9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. При этом в учебных планах большинства школ обществознание занимает скромное место: на него в основном отводится 1 час в неделю, лишь в 10-м или 11-м классах – 2 часа в неделю.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Эти темы изучаются более углубленно.

Начиная с 2001  г. в Российской Федерации вводился Единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений – ЕГЭ. ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества – от ученика до профессора. До сих пор ведутся споры, удачным ли оказался он в масштабах России или нет. Можно сказать, что данный экзамен – это внешняя экспертиза знаний учащихся по единым правилам.

Задания ЕГЭ составлены таким образом, что их успешное выполнение зависит от сформированности навыков социального анализа, умения работать с информацией, представленной в разной форме и на разных уровнях сложности.

Возникают проблемы:

—  уровень заданий и уровень учащихся;

—  как подготовить к успешной сдаче ЕГЭ;

—  чего не хватает учителю – знаний по содержанию или знаний по методике;

—  как помочь учителю;

—  проблема преемственности школа – вуз.

В решении этих проблем должны быть заинтересованы как институты повышения квалификации учителей, так и высшие учебные заведения, например философский факультет МГУ, который может оказать грамотную содержательную помощь.

Код публикации: 

2246

Издание: 

Страница в издании: 

108