В письме И.И. Шувалову об учреждении Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов писал: «При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян».
Этими словами основателя Московского университета более 250 лет назад выражена весьма актуальная для реформируемого российского образования идея «образования через всю жизнь» (Lifelong Learning). Излишне пояснять, что данная идея не может быть воплощена в жизнь без обеспечения единого образовательного пространства. Не случайно обязанность государства устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты закреплена непосредственно в Конституции России 1993 г. (ч. 5 ст. 45).
Вместе с тем, право МГУ разрабатывать собственные образовательные стандарты нельзя рассматривать как выходящее за рамки концепции единого образовательного пространства. Ведь установленные стандартами МГУ требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Собственные образовательные стандарты подготовки юристов являются фундаментом для достижения цели Университета как учебного заведения – качественной подготовки специалистов. Следовательно, при разработке стандартов требовалось решить следующие задачи:
— Сохранить преемственность образовательного процесса, оправдавшие себя подходы к обучению. Для этого при подготовке стандартов была реализована концепция интегрированной подготовки магистров, предполагающая формирование единого комплекса компетенций бакалавра и магистра юриспруденции и проектирование такого учебного плана, по которому в течение 6 лет обучения обеспечивается получение студентом программируемых компетенций в логической последовательности.
— Указом Президента России от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» предусмотрено, что в федеральных государственных стандартах по направлению «юриспруденция» необходимо предусмотреть «увеличение объема практической части» основной образовательной программы. Данная задача решена и применительно к собственным образовательным стандартам МГУ. Если государственный образовательный стандарт второго поколения по юриспруденции предусматривал объем практики не менее 12 недель из 260 недель обучения (5% времени), то стандарт МГУ третьего поколения – 36 недель из 312 недель обучения (12% времени).
— Тенденциями развития современного российского права могут быть названы как усложнение правового регулирования, что объективно обусловлено уровнем развития производительных сил и производственных отношений, так и нестабильность, пробельность и противоречивость законодательства. Отвечая этим тенденциям, новый образовательный стандарт предусматривает фундаментальную подготовку по ключевым отраслям права, что позволит студенту в течение первых 4 лет обучения получить правоведческую, а не законоведческую подготовку, способность самостоятельно адаптироваться к изменениям в законодательстве. Для последних 2 лет обучения разработана линейка программ подготовки магистров по наиболее востребованным научно-практическим специализациям, что позволит выпускнику свободно ориентироваться в избранной сфере деятельности и приобрести необходимые практические навыки.
Успешное решение поставленных перед новыми образовательными стандартами цели и задач возможно при наличии абитуриентов, получивших необходимую подготовку в рамках школьных курсов обществознания и права по соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам. Оставляя за рамками обсуждения то обстоятельство, что для 10 и 11 классов стандарты до сих пор не утверждены, обратим внимание на следующие проблемы.
— В действующих документах нечетко сформулированы цели преподавания обществознания и права в школе, что не дает возможность разграничить указанные дисциплины по содержанию (и проводить обоснованное деление на базовый и профильный уровни), определить методические особенности формирования знаний, умений и навыков в рамках данных дисциплин, а также вести работу по профориентации, в том числе выявлению способностей к анализу правовых явлений.
— Недостаточная методическая обеспеченность преподавания права в школе. Имеется несколько изданий, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе. Эти учебники содержат солидную методическую составляющую. Тем не менее, полноценного учебно-методического комплекса по праву университетского уровня нет.
— Недостаточность ЕГЭ по обществознанию для оценки уровня знаний абитуриентов, поступающих в юридические вузы. Обществознание – дисциплина комплексная, и право в ней занимает далеко не первостепенную роль. При определении структуры контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию составители вынуждены концентрировать проверяемый материал, укрупняя содержание отдельных вопросов работы. Так, в 2010 г. на проверку правовых знаний было направлено 9 заданий из 39, т.е. не более 25% от общего количества заданий ЕГЭ.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты и реализацией Программы развития МГУ до 2020 г. для успешного решения поставленных проблем и отбора выпускников, способных пройти обучение по образовательным стандартам 3-его поколения, могут быть предложены следующие меры:
— При разработке федеральных государственных стандартов по обществознанию и праву базового и профильного уровней необходимо четко обозначить цели курсов и соответственно реструктурировать их содержание. Для выполнения этой работы целесообразно привлечение представителей УМО юридических вузов.
— Для качественного преподавания права в школе необходим учебно-методический комплекс по праву, рассчитанный на учителей не‑юристов, учитывающий форму заданий ЕГЭ и направленный на подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию в правоведческой части.
— Сам по себе ЕГЭ по обществознанию не может считаться достаточным для отбора абитуриентов в юридические вузы. Представляется необходимым введение дополнительного вступительного испытания по праву. Особенно желательно введение такого испытания потому, что оно поможет проверить аналитические способности поступающих в правовой сфере, оценить не только знания абитуриента, но и умения их связно и грамотно изложить, применить к конкретным ситуациям и аргументировать занятую позицию.
— Целесообразно проведение регулярных мероприятий по дополнительному образованию педагогов по праву и обществознанию: курсов повышения квалификации, летних школ, краткосрочных образовательных программ, в том числе дистанционных.