Проблема «свободы преподавания». Изучение права в школе, как и любого другого предмета, базируется на государственных образовательных стандартах. Правовое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. Для того чтобы помочь учителям права лучше справляться со своими обязанностями, региональные министерства образования и науки разрабатывают информационные письма и рекомендации. Остановлюсь подробнее на приложении №10 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2010 № 103/3073 «О преподавании учебного предмета “Право” в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010–2011 учебном году».
«В начальной школе государственный стандарт общего образования предусматривает включение содержательной линии права в обязательный минимум содержания «Окружающий мир», – говорится в названном выше документе. Это уже первая особенность обучения праву в школе. Конечно, это может быть объяснено тем, что в начальной школе «по остаточному принципу» в рамках курса «Окружающий мир» даются, например, и начальные экономические знания. Полагаю, что при разработке документов, регламентирующих стандарты нового поколения, ситуация должна измениться.
Вторая проблема – проблема приоритетов. Министерством образования и науки Челябинской области определены новые тенденции в преподавании права в школе. «Особенностью преподавания права с учетом новых тенденций в обновлении содержания образования является отказ от традиционных нормативистских установок в пользу ценностного подхода к праву, от юридического догматизма». Видимо, поэтому приоритетом становится не воспитание уважения к закону, а зазубривание содержания учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Третья проблема – «школьные учебники по праву». На юридическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова в 2010 г. состоялась открытая дискуссия «Школьные учебники по праву – путь к знаниям, или...». Итогом явилось то, что студенты одного из ведущих юридических факультетов страны дали очень негативную оценку своим школьным учебникам. Почему? Прежде всего, из-за фактических ошибок. Приведу только один пример. В учебнике А.Ф. Никитина «Право. 10–11 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений» (М., 2008) на с. 369 сказано: «в современном российском праве апелляция как форма обжалования не применяется». На самом деле апелляция применяется в современном российском праве с 2000 г., а с 2012 г. ее применение будет расширено в гражданском и уголовном процессе.
Необходима независимая профессиональная экспертиза школьных учебников по праву. Эту функцию успешно могла бы выполнить Ассоциация юристов России (АЮР).
На мой взгляд, существует еще одна проблема, к разрешению которой успешно приступил наш университет: преодоление разрыва между школой и вузом. Сотрудничество с учителями права в рамках зимних и летних школ, организованных юридическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова для учителей права, показывает, что взаимное обсуждение трудностей, выработка правильных критериев обучения праву приводят к положительным сдвигам в правовой подготовке школьников.