Университетские образовательные стандарты МГУ по политологии и их роль в формировании непрерывного политологического образования

к.пол.н., старший преподаватель факультета политологии, МГУ

 Непрерывное образование, как известно, осуществляется как в институционализированных (в первую очередь, в рамках образовательных учреждений), так и в неинституционализированных (прежде всего, самообразование) формах. Одним из средств обеспечения непрерывного образования по линии «школа – вуз» являются образовательные стандарты, призванные обеспечить единое образовательное пространство в нашей стране и преемственность основных образовательных программ всех уровней. Разработанные на основе компетентностного подхода Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на подготовку специалистов нового уровня, способных решать профессиональные задачи не только в стандартных, но и изменяющихся условиях деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты по политологии, утвержденные в 2009–2010  гг., являются ключевыми документами, которые ориентируют все образовательные учреждения, осуществляющие подготовку политологов, в вопросах определения содержания образования и его организационного оформления. Однако есть категории образовательных учреждений, которые имеют право реализации программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996  г №  125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Указом Президента Российской Федерации от 9  сентября 2008  г. №  1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования» таким правом наделен Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова как имеющий особый статус. В декабре 2010 г. Ученым советом университета были утверждены Университетские образовательные стандарты МГУ по политологии.

Концепция непрерывного политологического образования реализуется в университетских стандартах по политологии следующим образом. Во-первых, в качестве обязательного раздела в УОС включены требования к уровню подготовки поступающих, которые в целом соответствуют результатам освоения основной образовательной программы среднего полного общего образования.

Во-вторых, перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник-политолог, помимо профессиональных, включает в себя обширный цикл универсальных компетенций, которые необходимы для эффективной реализации множества социальных ролей, продолжения образования и самообразования, общего развития личности в рамках процесса социализации.

В-третьих, основная образовательная программа содержит несколько блоков дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций. В частности, это блоки гуманитарной и социально-экономической, естественнонаучной, общекультурной и физической подготовки.

В-четвертых, дисциплины профессионального цикла опираются на полученные в рамках школьного обучения знания политической истории России, всемирной истории, политологии, права. Таким образом, обеспечивается преемственность содержательных линий в рамках политологического образования в системе «школа – вуз».

В-пятых, университетские стандарты по политологии предусматривают создание социокультурной среды обучения и условий, необходимых для всестороннего развития личности путем организации внеаудиторных форм работы (экскурсии, мастер-классы, самоуправление, клубы по интересам и т.д.)

В целом необходимо отметить, что университетские стандарты, ориентированные на более высокие количественные и качественные показатели, нежели в федеральных стандартах, опираются на базовые содержательные и организационно-методические подходы, реализуемые в рамках среднего полного общего образования, и создают максимально широкие возможности для осуществления индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, происходит реализация концепции непрерывного образования в институционализированной форме в соответствии с такими целями общего развития, как социализация личности, приобщение к профессии, достижение определенного социального статуса (квалификация, ученая степень, ученое звание).

Код публикации: 

2249

Издание: 

Страница в издании: 

114