Авторский учебник по литературе в 10–11 классах

д.фил.н., профессор филологического факультета, МГУ

Предметом сообщения станет учебник по литературе в старшей школе (10–11 клаccы), написанный доктором филологических наук, профессором филологического факультета МГУ М.М. Голубковым (10 класс в соавторстве с доктором филологических наук, профессором филологического факультета МГУ Е.Б. Скороспеловой). Учебники написаны в строгом соответствии со стандартами третьего поколения.

В старшей школе преподавание литературы строится уже по хронологическому принципу, поэтому учебник 11 класса охватывает материал всего ХХ в., включая в себя два рубежа веков: ХIХ–ХХ и ХХ–ХХI. Учебник 10 класса охватывает литературу второй половины ХIХ в., хотя содержит и главы, связанные с повторением пройденного в предшествующих классах. Они посвящены А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю. Но основное внимание, естественно, уделяется эпохе 1860‑х годов, давшей замечательные образцы русской классической романистики. Отдельные главы посвящены И.С. Тургеневу, И.А. Гончарову, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.

Современный учебник по литературе – это целый учебный комплекс. Каждый из них состоит из трех частей, трех книг. Первая часть – собственно учебник по русской литературе; вторая часть – хрестоматия; третья часть посвящена знакомству учащегося с зарубежной литературой соответствующей эпохи. Ее автором в учебниках для 10 и 11 классов выступает доцент кафедры зарубежной литературы филологического факультета МГУ О.Ю. Панова.

Основополагающим принципом двух учебников становится литературоведческий профессионализм. Иначе говоря, авторы стремились не только к эмоциональному разговору о литературе, ставили перед собой задачу не только «научить любить» литературу, но, в первую очередь, представить историю литературы двух последних столетий так, как ее понимал Веселовский: как историю общественной мысли, выраженную в художественных образах. Иначе говоря, литература не предстает как частное дело учителя или ученика, но как дело общественно и социально значимое. Именно через изучение литературы молодой человек укореняется в национальной истории, осознает себя наследником национальной духовной традиции, обретает ориентацию в современном культурно-историческом пространстве.

Несколько вариантов подобной интерпретации литературного произведения будет представлено в докладе. В качестве примера будет предложен анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», романа И.А. Гончарова «Обломов», романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти произведения, как, впрочем, и все остальные, включенные в программу и отраженные в учебниках, формируют своеобразные архетипы мышления русского человека, и перед современной школой, перед учителем или авторами учебника стоит задача их интерпретации.

Кроме того, в докладе будут затронуты спорные и не вполне решенные современным литературоведением проблемы. Среди них – вопрос о периодизации литературной истории ХХ в., вопрос о соотношении реализма и модернизма как универсальных эстетических систем, художественная и социально-историческая природа литературы социалистического реализма.

Код публикации: 

2250

Издание: 

Страница в издании: 

115