Вопросами профессиональной ориентации учащейся молодежи – будущих абитуриентов и студентов – руководство и педагогический коллектив филологического факультета занимаются уже давно. Задача преодоления разрыва между школьным образованием и вузовским решалась и решается комплексно: это и широко известные и за пределами Москвы лингвистические олимпиады, проводимые уже более 30 лет, и традиционные олимпиады по русскому языку, русской литературе и иностранным языкам для старшеклассников Москвы и Московской области (тоже имевшие многолетнюю историю), многие годы плодотворно работающая Школа юного филолога (для учащихся 8–11 классов), и курсы для учителей-словесников, организовывавшиеся и проводившиеся на протяжении 90-х гг. прошлого века исключительно по инициативе факультета и его силами – как интеллектуальными, так и материальными. С середины 80-х гг. факультет поддерживает тесные связи с многочисленными школами Москвы, обеспечивая научно-методическую помощь, сотрудничая с педколлективами этих школ в организации учебного процесса по углубленному изучению гуманитарных дисциплин (филологического профиля).
Накопленный за последние десятилетия опыт в этих направлениях деятельности позволяет нам успешно работать и в условиях перехода МГУ на собственные образовательные стандарты и активно участвовать в широко ныне представленных проектах из серии «МГУ – школе». Это и научно-исследовательская конференция для школьников «Шаг в будущее», и олимпиада «Покори Воробьевы Горы», и олимпиада «Ломоносов». Факультет (теперь уже централизованно) проводит курсы повышения квалификации учителей-словесников, летние школы учителей (в 2010 и 2011 гг.), готовит Съезд учителей русского языка и литературы (июль 2012 г.)
Вместе с тем, для нас оставался очевидным факт отсутствия недостающего звена в цепочке «школа – вуз», а также вопрос о профессиональной ориентации и профилизации выпускников средней школы. С 1989 г. на базе средней школы №1134 г. Москвы филологический факультет начал работу в этом направлении. Силами ведущих профессоров школьникам читались циклы лекций и установочные лекции (в первую очередь по литературе). Но такое «точечное» внедрение не давало результата, на который мы рассчитывали. Была поставлена задача выработать целостную концепцию внедрения филологического профиля в школьный курс.
В качестве модели была выбрана т.н. «лицейская» модель как наиболее отвечающая целям и задачам университетского образования. Исторически в России именно лицей являлся средним учебным заведением универсального типа (в дореволюционной России насчитывалось лишь пять лицеев), завершающие ступени обучения в котором соответствовали уровню начального курса университета. В основе концепции появления таких специализированных классов лежала уверенность в необходимости создания гуманитарных (в настоящем смысле этого слова), а конкретнее – филологических – классов с многопрофильной структурой обучения и четкой – заявленной –направленностью. Создать структурную единицу, промежуточную в цепочке «общеобразовательная школа – лицей – вуз», задать достаточно высокий «тон» обучения в ней, заняться не углубленным изучением какого-то одного профильного предмета (например, русского языка, как предлагали программы Министерства образования), а целого комплекса филологических дисциплин по специально созданным авторским программам (в дальнейшем прошедших многолетнюю апробацию на выбранной экспериментальной площадке) – вот задачи, решением которых факультет занялся, начиная с 1992 г.
В основе решения поставленных задач были «три кита»: углубление и расширение школьного курса, и его серьезная теоретическая оснащенность. Трехгодичный цикл довузовской подготовки в лицейских классах охватывал практически весь спектр дисциплин, представленных на филологическом факультете МГУ. В результате достигались две цели, или два «продукта». Первый: выпускники лицея (а было сделано 15 выпусков!) сознательно выбирали будущую профессию, становясь студентами филологических и других гуманитарных факультетов университетов (не только МГУ).
Второй: проводимая факультетом работа по довузовскому образованию и опыт работы в лицейских классах «вылился» в целую серию учебников, учебных пособий и словарей для абитуриентов [1] и книг для учителей [8].
Появление института ЕГЭ поставило если не точку, то многоточие в деле профессиональной ориентации и профилизации учащихся средней школы. Утрачена мотивация в получении дополнительных знаний, потерян интерес к осознанному выбору будущей специальности. Людей с «гуманитарным» складом ума всегда объективно больше, чем с «математическим» и «естественнонаучным», и это приводит к тому, что выбор, например, филологического факультета в качестве места будущей учебы все чаще оказывается выбором «от противного» и не опирается на серьезную, профессионально ориентированную подготовку к поступлению.
Сохранение наработанного потенциала, с одной стороны, и поиск новых форм работы и с будущими абитуриентами, и с российским учительством, с другой – насущная и первостепенная задача, которая и может быть решена в ходе конференций, подобных сегодняшней.