Модель и концепция непрерывного филологического образования (из опыта работы филологического факультета МГУ)

старший преподаватель филологического факультета, МГУ

Вопросами профессиональной ориентации учащейся молодежи – будущих абитуриентов и студентов – руководство и педагогический коллектив филологического факультета занимаются уже давно. Задача преодоления разрыва между школьным образованием и вузовским решалась и решается комплексно: это и широко известные и за пределами Москвы лингвистические олимпиады, проводимые уже более 30 лет, и традиционные олимпиады по русскому языку, русской литературе и иностранным языкам для старшеклассников Москвы и Московской области (тоже имевшие многолетнюю историю), многие годы плодотворно работающая Школа юного филолога (для учащихся 8–11 классов), и курсы для учителей-словесников, организовывавшиеся и проводившиеся на протяжении 90-х гг. прошлого века исключительно по инициативе факультета и его силами – как интеллектуальными, так и материальными. С середины 80-х гг. факультет поддерживает тесные связи с многочисленными школами Москвы, обеспечивая научно-методическую помощь, сотрудничая с педколлективами этих школ в организации учебного процесса по углубленному изучению гуманитарных дисциплин (филологического профиля).

Накопленный за последние десятилетия опыт в этих направлениях деятельности позволяет нам успешно работать и в условиях перехода МГУ на собственные образовательные стандарты и активно участвовать в широко ныне представленных проектах из серии «МГУ – школе». Это и научно-исследовательская конференция для школьников «Шаг в будущее», и олимпиада «Покори Воробьевы Горы», и олимпиада «Ломоносов». Факультет (теперь уже централизованно) проводит курсы повышения квалификации учителей-словесников, летние школы учителей (в 2010 и 2011 гг.), готовит Съезд учителей русского языка и литературы (июль 2012 г.)

Вместе с тем, для нас оставался очевидным факт отсутствия недостающего звена в цепочке «школа – вуз», а также вопрос о профессиональной ориентации и профилизации выпускников средней школы. С 1989  г. на базе средней школы №1134  г. Москвы филологический факультет начал работу в этом направлении. Силами ведущих профессоров школьникам читались циклы лекций и установочные лекции (в первую очередь по литературе). Но такое «точечное» внедрение не давало результата, на который мы рассчитывали. Была поставлена задача выработать целостную концепцию внедрения филологического профиля в школьный курс.

В качестве модели была выбрана т.н. «лицейская» модель как наиболее отвечающая целям и задачам университетского образования. Исторически в России именно лицей являлся средним учебным заведением универсального типа (в дореволюционной России насчитывалось лишь пять лицеев), завершающие ступени обучения в котором соответствовали уровню начального курса университета. В основе концепции появления таких специализированных классов лежала уверенность в необходимости создания гуманитарных (в настоящем смысле этого слова), а конкретнее – филологических – классов с многопрофильной структурой обучения и четкой – заявленной –направленностью. Создать структурную единицу, промежуточную в цепочке «общеобразовательная школа – лицей – вуз», задать достаточно высокий «тон» обучения в ней, заняться не углубленным изучением какого-то одного профильного предмета (например, русского языка, как предлагали программы Министерства образования), а целого комплекса филологических дисциплин по специально созданным авторским программам (в дальнейшем прошедших многолетнюю апробацию на выбранной экспериментальной площадке) – вот задачи, решением которых факультет занялся, начиная с 1992 г.

В основе решения поставленных задач были «три кита»: углубление и расширение школьного курса, и его серьезная теоретическая оснащенность. Трехгодичный цикл довузовской подготовки в лицейских классах охватывал практически весь спектр дисциплин, представленных на филологическом факультете МГУ. В результате достигались две цели, или два «продукта». Первый: выпускники лицея (а было сделано 15 выпусков!) сознательно выбирали будущую профессию, становясь студентами филологических и других гуманитарных факультетов университетов (не только МГУ).

Второй: проводимая факультетом работа по довузовскому образованию и опыт работы в лицейских классах «вылился» в целую серию учебников, учебных пособий и словарей для абитуриентов [1] и книг для учителей [8].

Появление института ЕГЭ поставило если не точку, то многоточие в деле профессиональной ориентации и профилизации учащихся средней школы. Утрачена мотивация в получении дополнительных знаний, потерян интерес к осознанному выбору будущей специальности. Людей с «гуманитарным» складом ума всегда объективно больше, чем с «математическим» и «естественнонаучным», и это приводит к тому, что выбор, например, филологического факультета в качестве места будущей учебы все чаще оказывается выбором «от противного» и не опирается на серьезную, профессионально ориентированную подготовку к поступлению.

Сохранение наработанного потенциала, с одной стороны, и поиск новых форм работы и с будущими абитуриентами, и с российским учительством, с другой – насущная и первостепенная задача, которая и может быть решена в ходе конференций, подобных сегодняшней.

Список литературы: 

1. Русская литература ХIХ–ХХ веков (учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах). М., 2002.
2. «Перечитывая классику» (серия учебных пособий, охватывающая персоналии писателей ХIХ и ХХ вв.).
3. Голубков М.М. Литература. Учебник и хрестоматия для 11 класса. М., 2011.
4. Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. Литература. Учебник для 10 класса. М., 2010.
5. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля (В.А. Багрянцева, Е.М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова, Е.И. Литневская, Е.Б. Степанова). М., 2004.
6. Литневская Е.И. Русский язык. Теоретический курс. М., 2005.
7. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2002.
8. Литневская Е.И. Русский язык. Учебник-хрестоматия для IХ класса гуманитарных школ и гимназий (с комментариями для учителя). М., 1995.
9. Соловьева Н.А. Путешествие в страну шедевров (в помощь учителю средней школы). М., 1999.
10. Ремнева М.Л. Аз, буки, веди. М., 1995.

Код публикации: 

2251

Издание: 

Страница в издании: 

116