Повышение квалификации учителей истории в контексте реализации компетентностного подхода в рамках новых образовательных стандартов школы и вуза: опыт МГУ

к.и.н., доцент исторического факультета, МГУ

В настоящее время вступили в силу образовательные стандарты ВПО 3‑го поколения по всем направлениям подготовки, и с сентября 2011 г. на факультетах Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова приступили к реализации уровневого профессионального образования, базируясь на собственных стандартах.

Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию, участвуя в разработке стандартов 3-го поколения, исходило из понимания того, что уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. После окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, выпускник может скоординировать свои жизненные планы, продолжив образование в магистратуре, или использовать широкий спектр программ дополнительного профессионального образования.

Отметим важную особенность стандартов нового поколения. В отличие от стандартов второго поколения, в которых результатом профессиональной подготовки выступала квалификация, т.е., наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков, новые стандарты сформированы на компетентностной основе, что подразумевает в качестве основной цели образования получение компетенций или навыков, в которых сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия. Профессиональное образование, основанное на компетентностном подходе, позволяет более адекватно реагировать образовательной системе на требования рынка труда.

Именно компетентностный подход является тем связующим звеном, которое определяет преемственность общего и профессионального образования. Взаимодействие учителей и преподавателей вузов наиболее эффективно может и должно осуществляться по этому направлению.

В 2010  г. в МГУ имени М.В.Ломоносова по инициативе ректора В.А. Садовничего была разработана комплексная программа мероприятий «МГУ – школьному учителю», ориентированная на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования. В рамках этой программы на историческом факультет МГУ два раза в год проводятся занятия для учителей истории средних школ. По форме это краткосрочные летние школы либо курсы повышения квалификации, рассчитанные на 72 часа аудиторных занятий. Формат проведения этих мероприятий предполагает лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы, а также неформальное общение между учителями и специалистами Московского университета. Основной целью этих мероприятий является знакомство учителей с актуальными вопросами исторических исследований. Кроме того, на курсах рассматриваются современные педагогические проблемы, вопросы использования информационных технологий, что позволяет расширить методическую базу учителя.

В 2010 г. были проведены летняя школа и курсы повышения квалификации учителей истории, объединенные общей проблематикой, связанной с изучением отечественной истории. Летняя школа 2011 г. знакомила школьных педагогов с основными направлениями исторических исследований всеобщей истории, которые проводятся на историческом факультете МГУ. Курсы повышения квалификации учителей истории, проведение которых планируется в начале 2012 г., имеют своей главной целью развитие методической и профессиональной компетенции учителей истории. Структура курса обеспечивает изучение наиболее актуальных вопросов истории с древнейших времен до наших дней в рамках всеобщей и отечественной истории. Предполагается включение в программу курсов интерактивных занятий с участием слушателей. Наряду с очной формой обучения предусматривается дистанционная работа.

В ходе обсуждений на круглых столах учителя и вузовские преподаватели получают возможность обмена опытом, методическими разработками, обсуждают вопросы сочетания компетенций в образовательных стандартах школы и вуза, подходы к реализации компетентностного подхода в учебном процессе.

Среди отмеченных проблем, которые требуют незамедлительного решения, участники школ и курсов называют проблему учебников, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании; проблему квалификации преподавателей в контексте реализации компетентностного подхода; проблему противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современной историографии; проблему модернизации школы, в частности, идеи профилизации старшей школы, совершенствования ЕГЭ и пр.

Только совместный диалог школьных и вузовских преподавателей, обсуждение наиболее сложных вопросов в аспекте реализации компетентностного подхода к определению целей образования и способов его реализации дает возможность согласовать ожидания учителей и преподавателей вуза в обеспечении подготовки учащихся по историческим дисциплинам.

Код публикации: 

2252

Издание: 

Страница в издании: 

119