Профессиональное ориентирование на филологические специальности в контексте выбора индивидуальной образовательной траектории школьника

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, ГОУ школа-интернат «Интеллектуал»

Современное школьное образование нацелено на формирование универсальных способностей личности, которые основаны на новых социальных потребностях и ценностях. Это находит отражение в документах о модернизации российского образования: от получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей. Для успешного достижения цели необходим переход к индивидуальным образовательным маршрутам или траекториям: вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии и технологии организации образовательного процесса.

Что же такое индивидуально-образовательная траектория? В нашем понимании это и индивидуальный, самостоятельный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, это и определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующих их способностям, это и проявление стиля учебной деятельности каждого школьника, зависящего от его мотивации и обучаемости. Процесс же должен проходить при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

Нужно отметить, что общеобразовательное учреждение, переходящее на использование в обучении индивидуальных учебных планов или на обучение с использованием индивидуальной траектории, прежде всего, должно создать образовательную среду, направленную на удовлетворение образовательных потребностей учащихся.

Формирование индивидуальной учебной траектории на старшей ступени образования (10–11 классы) с учетом специализации должно происходить в несколько этапов.

Первый этап, как правило, довольно длительный, предполагающий планомерную регулярную диагностику способностей и наклонностей учащихся на протяжении всего предыдущего обучения в школе. Следующий этап проходит в период предпрофильного обучения (9 класс), он заключается в анализе и изучении запросов детей и родителей, в разработке и уточнении перечня востребованных учебных предметов и элективных курсов. Третий этап – это разработка учебного плана на определенный период (модуль/четверть, полугодие, год) с учетом возможностей учебного заведения и при условии дальнейшей корректировки.

Нужно учитывать, что при использовании новой технологии учебное заведение может испытывать целый ряд трудностей: сложность в составлении расписания, трудность в углубленном изучении отдельных предметов, сложность в переводе с ранее выбранного профиля на другой профиль. С другой стороны, при использовании на старшей ступени образования индивидуальных учебных траекторий школа может решить и целый ряд проблем. Это обеспечение обучения ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей. Это увеличение мотивации изучения отдельных предметов, а также возможность выбора учителя школьником, и как следствие – рост успеваемости и более успешное участие учащихся в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня. А, самое важное, что в процессе обучения по индивидуальным планам учащиеся приобретают навыки проектирования, совершенствуют умения планировать и организовывать свою учебную деятельность.

Практическое применение обучения по индивидуальным учебным траекториям в формате профильного обучения успешно проходит в школе-интернате «Интеллектуал». Приведем некоторые статистические данные. С 2007 по 2011 г. на гуманитарном отделении школы училось около 28 школьников. Специфика гуманитарного отделения – это профессиональная ориентация в основном на исторические специальности (история, археология, искусствоведение), тогда как литература, русский язык, обществознание и иностранные языки преподаются лишь в формате углублений. Но, несмотря на это, по филологическим дисциплинам учащимися были достигнуты высокие результаты: победы в лингвистических олимпиадах вузов, победы по литературе и русскому языку в московских и на Всероссийских олимпиадах, победы на городских и международных конференциях, публикации. На филологические специальности в разные вузы Москвы за этот период поступили: 2007–2008 уч. г. – 1 чел. на филологический факультет МПГУ имени Ленина, 1 чел. на факультет международной журналистики МГИМО; 2008–2009 уч. г. – 1 чел. на филологический факультет МГУ (отделение РКИ), 1 чел. на ФТиПЛ РГГУ, 1 чел. на факультет славянской и западноевропейской филологии МПГУ имени Ленина; 2009–2010 уч. г. – 1 чел. на филологический факультет МГУ (русское отделение), 1 чел. на филологический факультет МГУ (ОТиПЛ), 1 чел. на отделение журналистики РГГУ; 2010–2011 уч. г. – 1 чел. на филологический факультет МГУ (русское отделение). Практически с каждым из учеников шла планомерная индивидуальная работа.

Теперь нам бы хотелось обратиться к рассмотрению некоторых приемов и методов, способствующих созданию условий для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. На наш взгляд, первоочередной задачей для педагога является разработка содержания обучения и организация таких видов учебной деятельности, как активные методы обучения на уроках русского языка и литературы, лекционно-семинарская система, использование информационных технологий, проектно-исследовательская деятельность. На что должен опираться учитель? Прежде всего, на деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько самостоятельное интеллектуальное развитие, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть им усвоена, если у школьника нет для этого соответствующей мотивации. А вот при взаимодействии с образовательной средой ученик приобретает опыт, который затем трансформируется им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Ученик точно знает, какими способами добывается информация, понимает смысл информации и отдает себе отчет, зачем нужны данные знания.

Но как организовать образование учеников по их собственным траекториям? Современная дидактика предлагает решать задачу двумя способами. Первый способ - дифференциация обучения, т.е. ученику предлагается дифференцируемый по степени сложности и направленности изучаемый материал. Такая работа используется на уроках в разноуровневых группах и довольно распространена в школе. Второй способ сложнее, он требует одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников. Причем невозможно выработать универсальную методику, т.к. каждый ученик индивидуален. Учитель должен обеспечить комфортную среду для творческого развития ученика, опираясь на его индивидуальные качества и способности. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям. Данный принцип реализуется в обучении по методу проектов. В результате обучения по этому методу любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Школьник сможет продвигаться по индивидуальной траектории, т.к. ему предоставлена возможность выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. Результаты же движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт. Полученные в ходе работы над проектом знания реализуются в умениях оперировать ими как в стандартной, так и в творческой ситуации. При этом происходит формирование мыслительных, коммуникативных и познавательных умений. Кроме этого происходит творческая самореализация ученика. Школьник создает образовательный продукт в изучаемых образовательных областях (в данном случае филологические области). В результате происходит освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами. Решается и педагогическая задача, когда деятельность учащегося, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает его способности, своеобразие которых и способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

Код публикации: 

2255

Издание: 

Страница в издании: 

125