Интегрированный курс «Русский язык – лингвистика» как основа формирования академической грамотности школьников

к.фил.н., заместитель директора, ГОУ ЦО № 1485, Москва

Сегодня серьезное внимание уделяется формированию новой грамотности – грамотности человека в век информационных технологий – определяемой как совокупность двух категорий: академической и цифровой грамотности. Как показывает сегодняшняя жизнь, цифровой грамотностью (грамотностью компьютерной коммуникации) новое поколение овладевает весьма успешно самостоятельно. С академической грамотностью (с умением адекватно понимать и создавать самостоятельные научные тексты) дело обстоит несколько иначе.

Сегодня всерьез задумались об академическом русском: можно ли овладеть академической грамотностью самостоятельно, и если нет, то кто должен обучать академической грамотности? С какого возраста начинать работу по формированию академических навыков? В той или иной форме эти вопросы сегодня волнуют всех – и преподавателей вузов, и учителей школ, и студентов, и специалистов различных областей, и СМИ.

В формировании академических умений существенную роль играют уроки русского языка, на которых целенаправленно учат работать с научным текстом, с информацией. В этой случае в первую очередь встает вопрос о выборе учебника русского языка.

Учебник русского языка С.И. Львовой можно в полном объеме назвать учебником, ориентированным на формирование академической грамотности. Он содержит большое количество научных текстов, посредством которых ученик не только постигает тайны родного языка, но и осваивает приемы адекватного прочтения текста научного стиля, в частности, выбирает вид чтения текста в соответствии с поставленной коммуникационной целью: ознакомительное чтение – с целью определения основного содержания текста, изучающее – с целью полного понимания информации, просмотровое – с целью первичного ознакомления с представленной в тексте информацией, поисковое – с целью извлечения искомой информации.

В качестве расширительного компонента формирования лингвистических способностей школьников существенную роль играет курс лингвистики (автор О.Е. Дроздова). Дисциплина «Лингвистика» в нашем Центре образования рассматривается как самостоятельный предмет учебного плана образовательной области «Русский язык и литература» и призван, в первую очередь, расширить и углубить лингвистическую составляющую базового курса русского языка.

Планирование уроков лингвистики составлено с учетом представления тем в учебнике «Русский язык».

Что дает такой, интегративный, подход к изучению русского языка и лингвистики?

Во-первых, материалы учебного пособия «Основы языкознания для школьников» позволяют во многом усилить научную составляющую школьного курса русского языка.

Во-вторых, сравнивая, сопоставляя факты разных языков, обучаемые получают представление, с одной стороны, об универсальности любого языка для выражения коммуникативных потребностей человека, с другой стороны, учащиеся имеют возможность увидеть место русского языка в системе языков мира, почувствовать его своеобразие, красоту и неповторимость.

В-третьих, сопоставление разноязычных фактов во многом повышает мотивацию учащихся к изучению как родного, так и неродного языков.

В-четвертых, развивает мыслительные способности школьников.

Наконец, в процессе изучения расширенного курса русского языка совершенствуются основные общеучебные умения:

—  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи);

—  интеллектуальные (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать);

—  информационные (умение извлекать информацию из различных источников);

—  организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Все эти умения составляют суть академической грамотности.

Код публикации: 

2256

Издание: 

Страница в издании: 

128