Психологические проблемы понимания текста современными школьниками

педагог-психолог, ГОУ Центр образования № 1485

Современный учитель ежедневно сталкивается с проблемой непонимания детьми самых простых текстов: задач, заданий к упражнениям, вопросов учебника. Не вдумываясь в смысл прочитанного, а иногда и просто не читая текст, дети методом случайной выборки выискивают в нем наиболее понятные и привычные им слова: «спишите», «решите», «перескажите» - и в соответствии с ними сами домысливают задания, стараясь придать им наиболее понятные и знакомые им с начала обучения черты. Происходит эффект иллюзии понимания. Подобная работа происходит в сознании ребенка гораздо быстрее, чем кропотливая работа с текстом, и не требует целенаправленных усилий для восприятия и обработки информации. Беда заключается в том, что современные дети, к сожалению, либо не читают совсем, либо читают мало, медленно, без желания. Как сделать так, чтобы дети читали? Существует несколько социальных факторов, затрудняющих решение данного вопроса. Главный из них – неконкурентоспособность книги или письменного текста в целом перед иными источниками информации: телевизором, компьютером, Интернетом, мобильным телефоном. Они требуют от ребенка меньшего напряжения по усвоению информации, и, следовательно, с большей охотой выбираются детьми.

Проблемы современной нечитающей России сказываются на развитии языковой культуры. Общение в режиме он-лайн до неузнаваемости изменяет язык. Краткие символические обозначения слов, отсутствие знаков препинания, смайлики, заменяющие в послании эмоции и личностное оценочное восприятие, у современной молодежи становятся нормой жизни. Телеграфный текст сообщения, умещающегося на дисплее телефона, лаконичен, содержателен, не требует витиеватых фраз. Достаточно бросить на него взгляд - и информация считана. Она интересна, так как лично ориентирована. Об обычном общедоступном тексте страничного объема этого сказать нельзя. Все чаще мы сталкиваемся со случаями, когда текст воспринимается ребенком не как смысловая единица, а как изобразительное полотно. Происходит механический тренинг по складыванию букв в слоги, словосочетаний в предложения. Дети читают текст, но его содержание не доходит до их сознания. Они не понимают сути, нюансов, не могут ответить на вопросы.

Это один из примеров когнитивного недоразвития, когда не развита одна из высших психических функций – восприятие.

Говоря о когнитивном недоразвитии, мы имеем в виду отставание от нормы возрастного развития высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи. Все они тесно связаны между собой, и недоразвитие одной из них тянет за особой отставание в развитии других функций.

Отсутствие воображения не позволяет детям 4-х классов решать математические задачи со сказочным сюжетом, а также задачи, в которых имена людей или признаки предметов закодированы аббревиатурой.

Однако все эти проблемы прекрасно уживаются с так называемой ранней интеллектуализацией детей, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка читать вообще, читать слитно, на время. Почему-то вытесняются приоритеты общего развития ребенка, ширины его кругозора, развития мыслительных операций.

Ранняя интеллектуализация часто идет с заменой физического, моторного развития. Невнимательность к физическому двигательному развитию ребенка, развитию его разнообразных органов чувств – осязания, обоняния, - а также слуховых, зрительных, вестибулярных, кинетических ощущений ведет к нарушению сенсорной интеграции. Она лежит в основе чтения и счета.

Благодаря целостности зрительного восприятия отдельные точки и линии видимого объединяются в фигуру. Чем больше развит кругозор ребенка, тем большее количество образов им распознается, тем быстрее информация считывается глазом, передавая сигналы в мозг, осмысливается, воспринимается. Передвижение взора при чтении занимает всего 0,03–0,01 секунды. Смотря на одно слово, человек в то же время периферическим зрением охватывает и несколько следующих, что помогает ему быстрее понять смысл читаемого, улавливать грамматическое построение фразы. По этому же принципу считывается цифровая и символическая информация. Человек со средним визуальным восприятием делает около семи фиксаций взора на строчку и около полутора раз делает обратное движение глаз на уже ранее прочитанное. Нарушение зрительной перцепции ведет к несформированности приемов работы с изображением на плоскости не позволяет ребенку сосредотачивать взгляд на доске, на тексте учебника или книги. Буквы у него словно скачут, текст дрожит, вырывается из поля зрения, на нем невозможно фиксировать внимание. Читающий на мгновение утрачивает ориентацию в тексте. Ему приходится приложить большие усилия, чтобы сконцентрироваться и внимательно следить за ним. В психолингвистическом аспекте нарушение зрительного восприятия ведет к дефектам операций различения и узнавания фонем.

Дети с нарушением слуховой перцепции испытывают трудности с обработкой звуковых импульсов, отвлекаются на малейший шорох, посторонний звук. Неразвитость слухового восприятия не дает возможности выстроить в сознании ребенка целостный образ от прослушивания музыкального произведения, от услышанного рассказа, не позволяет понять суть устной инструкции, осмыслить услышанное.

Часто и когнитивное недоразвитие, и нарушение сенсорной интеграции связано с отставанием в овладении моторными навыками детей в первый год жизни, когда младенец пропускает определенные фазы развития, влияющие на моторную функцию (переворачивание, ползание, сидение и т.д.). С каждым годом мы наблюдаем увеличение роста первоклассников с неразвитой моторикой, не способных работать с мелкими предметами, делать что-либо руками, рисовать, писать. А двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают пагубное влияние на последующее развитие речи.

В отличие от перечисленных выше причин, взаимосвязь стресса и понимания текста школьниками хорошо известна педагогической аудитории. Стрессовые факторы не позволяют ученику работать на уроке, парализуют не только волю, но и все существо ребенка, ставят внутренний запрет на какое-либо слово или букву, без которых ребенок не может понять текст.

Все изложенные в выступлении позиции объясняют суть проблем современных школьников по освоению текстового содержания. Уже одно то, что эти позиции в современных психолингвистических исследованиях удалось вычленить, говорит о том, что необходимо и возможно организовать совместную работу по их устранению с использованием новейших разработок в области развивающего обучения, нейропсихологии, образовательной кинессиологии.

Код публикации: 

2257

Издание: 

Страница в издании: 

130