Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранных языков сегодня

д.пед.н., профессор факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ

Доклад посвящен анализу научных и научно-методических работ российских и зарубежных авторов, посвященных стандартам и структуре информационно-коммуникационной (ИК) компетенции преподавателей иностранных языков. Рассматриваются стратегии, которые были положены в основу курса повышения квалификации «ИКТ в преподавании иностранных языков» [http://ikt.ffl.msu.ru], разработанного и предназначенного для преподавателей иностранных языков, которые стремятся внедрить ИКТ в традиционный процесс обучения.

Мотивация как педагогов, так и обучающихся к использованию ИКТ в учебном процессе сегодня обуславливается прежде всего введением новых образовательных стандартов, на которые перешли высшие учебные заведения РФ в 2010–2011 гг. ИК компетенция обучающихся как интеграционная компетенция присутствует в проектах образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования, на уровне не только универсальных инструментальных и системных компетенций обучающихся, но и профессиональных компетенций. Сущность ИК компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматривается в проектах новых стандартов, разработанных на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, как их профессиональная характеристика, отражающая применение информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности как для решения широкого круга педагогических задач, моделирования и конструирования образовательной деятельности, так и для формирования у обучающихся готовности к использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Совершенно очевидно, что сегодня необходимы качественно новые педагогические технологии, повышающие ИК компетенцию как педагогов, так и обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Любая программа повышения квалификации педагогов в области ИКТ должна: опираться на разработанную на основе международных стандартов в области ИКТ, российских регламентирующих документов, а также новых образовательных стандартов высшей школы, структуру ИК компетенций педагогов; учитывать профили подготовки; быть практически ориентированной, т.е. быть нацеленной не просто на передачу навыков и знаний, а на реальные изменения в обучении; помочь педагогу создать свою учебную интегрированную среду; обеспечивать мониторинг и профессиональное общение педагогам, проходившим курс, по вопросам обновления данной учебной виртуальной среды.

На основе анализа научно-методических разработок в области повышения квалификации педагогов в сфере информатизации в РФ и учета опыта зарубежных разработок в этой области были выделены общие направления для существующих систем повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. Они могут быть представлены двумя ступенями: «Базовые ИК компетенции педагогических кадров» и «Профессиональные ИК компетенции педагогических кадров». В каждой из ступеней предусматривается подготовка по нескольким профильным направления. Второй уровень В предполагает наличие продвинутой профессиональной компетенции, позволяющей педагогическим работникам заниматься вопросами проектирования виртуального учебного пространства на базе ИОС учебного заведения.

Код публикации: 

2260

Издание: 

Страница в издании: 

138