Реализация задач языкового образования в рамках программы «МГУ – школе» на примере сотрудничества ФИЯР и ГБОУ СОШ № 1412

заместитель директора по учебно-воспитательной работе (иностранные языки), школа № 1412

Сегодня главная задача иноязычного образования – это непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

В Программе развития школы определена наша миссия – сформировать «человека мира», способного использовать родной и иностранный языки как средство общения и как инструмент познания; готового к межличностному и межкультурному общению с носителями языка; адаптивного к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира.

Сегодня перед школой стоит много приоритетных задач, одной из которых является совершенствование языкового образования. Школа должна сформировать творчески активную, конкурентоспособную личность, которая сумеет успешно функционировать в современном обществе. Для достижения этой цели необходимо уделять особое внимание повышению профессионального уровня учителей иностранного языка, а также развивать инновационную среду и деятельность учителей и учащихся. Учащиеся должны овладеть нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями, осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, исследовательскую, а также обладать критическим мышлением и современными ценностными ориентациями, опытом творческой деятельности; у учащегося должна быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. Этому учащиеся учатся не только на уроках в школе, но и используя весь багаж накопленных знаний, принимая участие в разнообразных конкурсах, смотрах и фестивалях.

У нашей школы – славные традиции и достойные результаты. В качестве примера достаточно привести несколько цифр: ежегодно выпускники школы показывают высокие результаты в рамках государственной аттестации, проводимой в формате ЕГЭ, наивысший балл – 92–94, средний балл по результатам экзамена в 2011 г. составил 79,4 балла; из 43 учащихся 9 классов, сдававших ГИА по иностранному языку, 41 ученик получил оценку «отлично». Стараясь вывести своих учащихся на более высокий уровень школьного образования, мы поставили перед собой задачу найти достойного партнера для сотрудничества с нашей школой. В 2006 году нашим учащимся представилась возможность принять участие в I Фестивале науки, который проводил МГУ имени М.В.Ломоносова. Логическим завершением участия в данном фестивале стало заключение договора о сотрудничестве между факультетом иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова и нашей школой (ГОУ СОШ № 1412). Пять лет сотрудничества внесли огромный вклад в непрерывное развитие языковой личности ребенка в нашей школе. Это было достигнуто благодаря многим факторам: развитию профессиональных компетенций педагогических работников школы, поддержке профильного языкового образования учащихся и расширению образовательного пространства за счет активного участия старшеклассников в образовательных и творческих мероприятиях, которые факультет проводил для школьников. В качестве примеров такого сотрудничества необходимо отметить следующие: проведение преподавателями факультета на базе школы тематических элективных курсов и факультативов в рамках профильного обучения. Также учащиеся принимали участие в университетских олимпиадах «Ломоносов» и «Покори Воробьевы Горы», языковых национальных и международных конкурсах, таких как «SpellEvent», где наши учащиеся выступили достойно, показав хорошие результаты.

Получив социальный заказ от родителей учащихся нашей школы изучать китайский язык, мы обратились за поддержкой в реализации данной инициативы на факультет иностранных языков и регионоведения, где нас живо поддержали, и третий год силами факультета успешно проводится факультативный курс китайского языка на базе школы. Учащиеся проявляют огромный интерес ко всем занятиям, проводимым преподавателями ФИЯР.

Несколько раз учащиеся нашей школы имели возможность участвовать в работе выездного языкового лагеря «Lingua 4 teens» – интересного и перспективного проекта факультета – с целью дальнейшего развития языковых навыков и умений, совершенствования коммуникативных и социокультурных компетенций.

Участие наших учащихся в разных мероприятиях, проводимых на факультете и в школе, а также выезд в языковые лагеря способствуют расширению образовательного пространства. Ребята имеют возможность соприкоснуться с языком не только на уроках в школе, но и попробовать свои силы в ситуациях реального общения, почувствовать вкус к языку и поверить в свои силы. Особенно хочется отметить высокий профессиональный уровень преподавателей, работающих со школьниками в рамках различных образовательных проектов факультета. Их занятия – превосходная школа приобщения к языку и культуре англоязычного мира.

Одной из приоритетных задач иноязычного образования в современном обществе является совершенствование профессиональных компетенций учителя. Сотрудничество с ФИЯР позволяет учителям иностранных языков нашей школы получать методическую помощь и консультации, посещать курсы повышения квалификации, разнообразные мастер-классы, тематические семинары по современным методикам и формам итоговой аттестации. В летнее время мы имеем возможность стать участниками летней школы для учителей. Также наши учителя с большим интересом транслируют свой опыт и приобретают новый на встречах за круглым столом и различных научно-практических конференциях. Обмен опытом очень важен для повышения мастерства и уровня подготовки учителей, особенно в контексте внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий. Преподаватели университета, работая с учащимися школы, а также сотрудничая с учителями, видят, чем живет школа сегодня и как происходит процесс формирования ученика.

Анализируя 5 лет нашего сотрудничества, необходимо отметить, что этот процесс имеет особо важное значения для всех его участников. Школа выполняет свою миссию, готовя выпускника к возможному развитию и совершенствованию полученных в школе знаний. В этом и заключается идея непрерывного образования. Ведь так важно истинное партнерство всех участников этого процесса. В сотрудничестве «вуз – школе» заинтересованы обе стороны: школа совершенствует образовательный процесс, поднимая его на качественно новый уровень, а вуз, в нашем конкретном случае – Московский университет, поддерживает своих потенциальных абитуриентов. Следовательно, вуз ставит конкретные задачи своего развития и работает на перспективу. Школа готова помочь университету отобрать лучших учеников для дальнейшего обучения в вузе.

Обсуждая вопросы сотрудничества «МГУ – школе», считаем важным отметить, что нами совместно с ФИЯР МГУ была выстроена долгосрочная программа с учетом интересов учащихся школы и их родителей. Мы только в начале пути, но уже первые итоги сотрудничества помогают определить перспективы дальнейших шагов. И среди новых направлений – работа с родителями, так как они играют одну из важных ролей в выборе сферы образования своего ребенка. Современный мир невозможен без использования информационных технологий, поэтому может быть целесообразно совместно вести специальную Интернет-страницу для родителей будущих абитуриентов, где они могли бы найти ответы на все интересующие их вопросы. Организация специальных совместных мероприятий в рамках различных образовательных выставок позволит родителям и учащимся узнать больше о вузе и его факультетах, а также о возможности стажироваться за рубежом. Так как такие стажировки являются важным показателем для родителей при выборе учебного заведения.

Многое уже сделано, но, наверное, еще больше предстоит. Мы, и школа, и университет – части одного большого целого. И тем существеннее осознание важности роли каждого. Есть перспективы нашего взаимодействия, есть потребность в нем и есть идеи, как сделать наше сотрудничество эффективнее.

Мы гордимся сотрудничеством с факультетом иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова и считаем себя достойным партнером.

Код публикации: 

2261

Издание: 

Страница в издании: 

139