Перспективы введения элементов профессионально-ориентированного языка в школьную программу английского языка в старших классах в контексте непрерывного обучения иностранному языку «школа – ВУЗ»

д.фил.н., профессор исторического факультета, МГУ

В настоящее время обучение в МГУ имени М.В.Ломоносова осуществляется на основании образовательных стандартов третьего поколения, в которых приоритет отдается новаторским и инновационным методам преподавания. Новые образовательные стандарты, разработанные Московским университетом, предусматривают более качественное, интенсивное и углубленное обучение, как по сравнению с образовательными стандартами предшествующих поколений, так и федеральными государственными образовательными стандартами. Это приобретает особую значимость в контексте процессов модернизации, происходящих в стране, когда высшее профессиональное образование, выполняя социальный заказ, должно соответствовать международным тенденциям и стандартам. 

Одним из требований времени является непрерывность образования по линии «школа – вуз», что позволит сформировать инновационную образовательную среду, в которой будет осуществляться подготовка специалистов нового типа, овладевающих компетенциями, необходимыми для развития их профессионализма в дальнейшем. Это в первую очередь касается обучения иностранному языку, знание которого не ограничивается сведениями о языковой системе, а необходимо для осуществления его инструментальной функции как способа «существования в профессии». Не вызывает сомнений, что МГУ имени М.В.Ломоносова – ведущий классический университет России, должен не просто активно участвовать в данном процессе, но вести за собой, служа примером, ориентиром и образцом для всей системы высшей школы нашей страны.

В настоящее время, в эпоху коренных преобразований в сфере информационно-коммуникационных технологий, расширения и укрепления международных связей, усиления глобализационных процессов и все возрастающей роли науки, когда ускорение научно-технического прогресса как основного фактора развития общества возможно в условиях быстрого и эффективного обмена научной информацией, обучение иностранным языкам, с учетом профессиональной направленности обучаемых, необходимо проводить не только в вузах, но начинать уже в средней школе. Знание иностранного языка специальности повышает профессиональный уровень будущих специалистов разных областей человеческой деятельности. 

Глобальным языком современности является английский язык – для 375 миллионов человек он является родным, еще 1,5 миллиарда используют его в качестве второго языка; английский язык имеет официальный статус в 54 государствах мира, а также используется в качестве основного рабочего языка в важнейших международных организациях и структурах. Свободное владение английским языком отечественными специалистами необходимо для их успешной профессиональной коммуникации с их коллегами из разных стран мира. Участие Российской Федерации в Болонском процессе также накладывает определенные обязательства на российские образовательные учреждения в плане языковой подготовки.

Залогом успешного освоения английского языка является непрерывность языковой подготовки по линии «школа – вуз». Это означает, что уже в старших классах необходимо вводить элементы профессионально-ориентированного английского языка, что позволит не только создать задел для последующего изучения английского языка в вузе, но и обеспечить плавный переход с одного уровня языковой подготовки на другой. Введение элементов профессионально-ориентированного английского языка в старших классах общеобразовательной школы должно осуществляться крупными блоками, ориентированными на потребности и приоритеты современного общества. Ранняя специализация английского языка, получение современной информации через иностранный язык, упор на увеличение утилитарной результативности приобретенных знаний будет способствовать активизации познавательно-интеллектуальной деятельности учащихся старших классов средней школы и позволит им легче интегрироваться в полномасштабный процесс изучения английского языка в вузе, связанный с их будущей профессиональной деятельностью.

Возможность включения компонентов профессионально-ориентированного английского языка в старших классах средней школы обусловлено тем, что учащиеся к этому времени если еще окончательно не определились с выбором своей будущей специальности, то уже близки к этому, и целенаправленно готовятся к дальнейшей учебе в вузе по конкретной специальности или группе близких специальностей. Это повышает их мотивацию в усиленном изучении в школе тех предметов, которыми они будут заниматься в вузе и понижает заинтересованность в изучении английского языка – особенно, если для поступления на выбранную специальность не требуется сдавать иностранный язык (хотя бы в форме ЕГЭ). Снижение интереса к иностранному языку в значительной степени определяется его «оторванностью» от сферы профессиональных интересов обучающихся, которое не только в старших классах средней школы, но и на первых курсах в высших учебных заведениях ограничивается, как правило, уровнем General English. Только на последних курсах вузов обучение английскому языку проводится с учетом профессиональной ориентации обучаемого, причем во многих неязыковых вузах обучение английскому языку заканчивается на втором курсе, что не позволяет будущим специалистам достигнуть уровня, необходимого для использования английского языка в качестве инструмента их профессиональной деятельности. 

Знакомство с профессионально-ориентированным английским языком в старших классах школы позволит преодолеть разрыв между школьным и вузовским обучением английскому языку, повысит мотивацию школьников, изучающих английский язык, и поможет им гораздо легче справиться с вузовской программой. Благодаря такому подходу, когда база профессионально-ориентированной языковой подготовки закладывается еще в старших классах школы, обучаемые смогут приступить к освоению профессионально-ориентированного английского языка уже на начальных курсах обучения в вузе, для того чтобы на последующих курсах использовать полученные знания для решения практических задач. 

Введение элементов профессионально-ориентированного английского языка в старших классах средней школы приводит к необходимости разработки и внедрения новых новаторских форм и методов организации учебного процесса, направленных на слияние языковой и профессионально-ориентированной подготовки учащихся, разработки автономных профильно-ориентированных программ и методических материалов, которые будут способствовать подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов, необходимых для успешной работы и коммуникации в глобализирующемся мире.

Код публикации: 

2262

Издание: 

Страница в издании: 

142