Опыт использования элективного курса в школе как одного из методов профориентационной работы

учитель, ГОУ СОШ № 1400
учитель, ГОУ СОШ № 1400

Основной задачей, стоящей перед современной школой сегодня, является социализация учащихся, адаптация их к современному темпу и требованиям жизни. Наша задача, как педагогов, не только дать всесторонние знания нашим детям, но и подготовить бесстрессовый переход учащихся из «школьного мира» во «взрослую жизнь». Не секрет, что выпускник, четко осознающий, чего он хочет от жизни, ставящий перед собой четкие цели, уверенно идет по жизни. А самое главное, такой человек просто необходим современному обществу. Немаловажным фактором является и экономический вопрос, когда приходится тратить временные и денежные ресурсы на переобучение, если человек понимает ошибку в выборе профессии.

Введение элективных учебных курсов, т.е. обязательных дополнительных курсов по выбору, позволяет, с одной стороны, расширить и углубить знания учащихся старших классов по профильным предметам в школе с гимназическими классами, а с другой стороны, дать учащимся первоначальные представления об их возможной будущей профессии.

Одним из профильных предметов в нашей школе является иностранный язык, в частности английский. Особенность этого предмета в том, что он удачно интегрируется с любыми другими предметами. Интегрированные уроки уже стали неотъемлемой частью учебного процесса в нашей школе. Своим опытом в этом направлении мы делимся на Международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых», которая ежегодно проходит на базе нашей школы уже в течение 10 лет.

Успех в освоении элективного курса зависит от существования целевой мотивации, т.е. от осознания учащимися, что конечной целью является ознакомление с азами профессии. А то, что знание английского языка необходимо почти в любой профессии, уже не оспаривается никем. Приступая к элективным курсам, учащиеся уже осознают, что язык поможет им в работе с зарубежными материалами по выбранной профессии, в общении со специалистами – носителями языка. Остается только осознать правильность выбора будущей профессии. И это наша главная цель в профориентационной работе. А все это на выходе дает мотивацию, а следовательно, комфортность и успешность во взрослой жизни молодого члена современного общества.

Работа по выбору элективного курса ведется уже с 9-х классов. Учащиеся изучают материал, позволяющий познакомиться с профессиями, корни которых уходят в глубь истории. Затем они проводят сопоставительный анализ этих профессий с профессиями, существующими в наши дни, устанавливают влияние исторических и экономических факторов на возникновение новых профессий и их рейтинговость. Работа заканчивается ролевыми играми, проведением опросов и проектными работами. На выходе учащиеся уже имеют представления о многих профессиях, знаниях и требованиях, необходимых для их получения.

Для выбора направления и составления программы элективных курсов мы на основании опроса старшеклассников анализируем цели изучения иностранного языка и мотивы выбора определенной профессии. Как правило, выясняется, что большинство учащихся намериваются использовать английский язык в своей будущей трудовой жизни. Но их интересы очень разнообразны: многие видят себя преподавателями иностранного языка в школе и вузах, другие хотели бы работать в туристическом бизнесе или переводчиками (и многие учатся и работают в этом направлении). Большая работа ведется и с теми учащимися, кто собирается изучать социально-экономические проблемы. Здесь ведется совместная работа учителей английского языка с преподавателями кафедры обществознания. Очень многие наши дети являются студентами факультета «социологии, экономики и права» МПГУ, где одним из профилирующих предметов является английский язык. Мы испытываем огромное удовлетворение и профессиональную гордость, когда встречаемся со своими выпускниками и слышим от них добрые слова и благодарность за помощь в выборе профессии.

Так как наша школа аккредитована при МПГУ, наша основная профориентационная работа ведется именно в этом направлении, и мы добились достойных результатов. Очень многие наши выпускники являются студентами факультетов иностранных языков московских педагогических вузов. Многие выпускники вузов работают в школах Москвы. Но самая большая наша гордость – это молодые специалисты – выпускники нашей школы, которые вернулись в свое «родное школьное гнездо» и сейчас работают бок о бок со своими учителями-наставниками.

Обязательное прохождение элективных курсов позволяет осуществлять не только совершенствование умений и навыков в области изучения иностранного языка, но и адаптировать современных молодых людей к жизни в современном обществе, дать им умения и навыки, которые помогут им успешно ориентироваться в такой непростой «взрослой жизни». И мы как педагоги считаем это не только нашей основной задачей, но долгом перед молодым поколением.

Код публикации: 

2263

Издание: 

Страница в издании: 

145