Информационная компетенция как одна из профессиональных компетенций учителя иностранного языка (опыт реализации интегрированного обучения будущих педагогов в лекционном курсе «ИКТ в преподавании иностранных языков»)

д.фил.н., профессор факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ

Требования к подготовке преподавателей иностранных языков на современном этапе должны предусматривать в качестве одной из основных компетенций, наряду с профессиональной, информационную компетенцию, которая включает широкий спектр умений и навыков – от умения пользоваться программными приложениями Microsoft Office и осуществлять навигацию в Интернете до использования социальных служб и сервисов Web 2.0 как дидактических инструментов, способствующих повышению эффективности учебного процесса.

Тем не менее, государственный образовательный стандарт, несмотря на то, что в нем постоянно подчеркивается необходимость владения – как школьниками, так и преподавателями – новыми технологиями, акцентирует, в основном, изучение информатики. До сих пор ни одним стандартом не предписана подготовка преподавателей иностранных языков, которые могут квалифицированно, на основе научной методологии использовать компьютерные технологии в дидактических целях: для оптимизации учебной работы в классе, для эффективной организации самостоятельной работы, для разработки и ведения дистанционных и интегрированных (смешанных) курсов и т.п. Иными словами, аспект информатизации учебного процесса не включен в полной мере в стандартную программу теории и методики преподавания иностранных языков. Он присутствует в ней в качестве инструментальной компетенции С-ИК-4 и формулируется как «способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в практической и научно-исследовательской работе».

Описываемая программа является первым опытом обучения студентов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ по курсу «Теоретико-прагматические основы интегрирования ИКТ в лингводидактику» посредством сочетания аудиторной лекционной формы с внеаудиторной дистанционной формой. Дистанционная форма использовалась для организации регулярной самостоятельной работы студентов по изучаемым разделам курса и для осуществления мониторинга ее выполнения и контроля по балльно-рейтинговой системе.

Для обеспечения реализации курса в формате смешанного обучения был создан специальный поддерживающий сайт на платформе wiki. Структура и содержание сайта позволяют учащимся получить не только доступ к образовательной среде курса, но и полную методическую информацию по его освоению.

Сайт организован по модульному принципу: каждый модуль включает план тематической лекции, комплекс учебных материалов и задания, выполнение которых предполагает самостоятельное изучение этих материалов студентами, критический анализ и аннотирование, а также обсуждение изучаемой проблемы в общей дискуссии.

Курс рассчитан на один семестр и включает 10 теоретических тем и 3 практических занятия. Еще 2 занятия посвящены презентациям студентами своих курсовых проектов. Во время практических занятий студенты знакомятся с платформой MOODLE, на которой создаются дистанционные курсы на ФИЯР МГУ, и с некоторыми из этих курсов. Итогом является создание собственного проекта/продукта на основе применения полученных теоретических знаний и практических навыков по освоению Интернет-ресурсов и сервисов, приобретенных в ходе практических занятий на базе существующих онлайн-курсов.

Сам формат курса на платформе wiki сразу вводит студентов в новую образовательную среду и заставляет уже с самого начала соприкоснуться с использованием ИКТ в образовательных целях.

Конструктивистская философия, постулируемая в курсе и предполагающая активное обучение, обучение в деятельности и сотрудничестве, при котором каждый обучающийся является еще и образовательным ресурсом для других, нашла успешное воплощение в рассматриваемом курсе.

Таким образом, осваивая курс, обучаясь теории и практике ИКТ в лингводидактике, студенты приобретали знания, умения и информационную компетенцию благодаря содержанию курса, педагогическим информационным технологиям, использовавшимся в нем, и самому формату смешанного (интегрированного) обучения, в котором курс был реализован.

Код публикации: 

2264

Издание: 

Страница в издании: 

146