Образовательный стандарт формирует общую основу для выработки языковых программ и рекомендаций по их наполнению, экзаменам, учебникам и т.д. для высшего учебного заведения. В нем доступным языком объясняется, чему обучающиеся должны научиться, чтобы пользоваться языком для общения, какие знания и навыки развивать, чтобы добиться успеха. Необходимо также получить представление о мире изучаемого языка.
Стандарт обязательно включает уровни владения языком, которые позволяют оценить и измерить каждый этап в изучении языка на протяжении всей жизни. Стандарт поможет преодолеть барьеры, существующие в профессиональном общении между современными лингвистами-практиками, возникающими в результате разницы в системах образования. Используя общий Стандарт, руководители образования, разработчики образовательных программ, учителя и преподаватели, экзаменаторы смогут точнее определить и скоординировать свои усилия, чтобы предлагаемые ими программы и учебные материалы соответствовали потребностям обучающихся.
С одной стороны, создание единых подходов к четкому определению целей, содержания и методов преподавания иностранных языков будет способствовать ясности языковых программ и требований к их наполнению, что в целом будет служить не только развитию сотрудничества в сфере преподавания языков, но и более качественной подготовке педагогических кадров. С другой стороны, разработка объективных критериев, определяющих уровень владения языком, будет способствовать взаимному признанию этих уровней независимо от пройденных курсов и программ, следовательно, развивать академическую мобильность наших студентов – участников Болонского процесса.
Классифицированный подход к описанию владения языком, характерный для образовательного стандарта, неизбежно связан с разделением сложной природы владения человеческим языком на отдельные составляющие части или компоненты. При обучении родному языку мы имеем дело с его основными функциями: общения, сообщения и воздействия. Обучение иностранному языку специальности добавляет к ним новые не менее важные функции межкультурного общения, связи с другими областями знания (в нашем случае – права), сопоставления и сравнения с иной правовой системой и культурой, общения внутри профессионального сообщества.
Современные программы по иностранному языку должны учитывать знания и навыки, ранее полученные обучающимися, ставить ясно сформулированные цели, иметь соответствующее содержание.
Оценка знаний должна показывать результат усвоения указанного в программе материала, и ее критерием должен стать достигнутый прогресс, а не ошибки и недостатки.