Современный школьный учебник по иностранному языку: контент и формат

к.фил.н., старший преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения, МГУ

В настоящее время выбор качественного учебно-методического комплекса по иностранному языку представляет большую трудность. Современный рынок предлагает огромное количество учебной литературы по иностранным языкам, содержащей интересные тексты с точки зрения тематики, выстроенную систему упражнений на отработку тех или иных умений, разнообразный страноведческий материал, но среди всего этого множества довольно сложно найти один комплекс, который удовлетворял бы всем современным требованиям к учебно-методическим комплексам по иностранным языкам. Именно потребностью в разработке нового эффективного учебного комплекса по иностранным языкам и обусловлен настоящий проект факультета иностранных языков и регионоведения.

В течение нескольких лет в рамках программы «МГУ – школе» специалистами факультета иностранных языков и регионоведения под руководством д.ф.н., заслуженного профессора МГУ С.Г. Тер-Минасовой ведется проект по разработке и созданию «Учебно-методического комплекта по английскому языку для общеобразовательных учреждений». Факультет также разрабатывает учебные материалы для школы по французскому и итальянскому языкам, созданы уникальные комплексы «Пушкин в Москве» и «Чехов в Москве» на русском языке с английскими субтитрами, что позволяет использовать данный учебный материал на разных уровнях языковой подготовки учащихся. Уникальность курса состоит в том, что в нем делается акцент именно на русскую культуру (полный цикл фильмов называется «Литературная Россия»), ведь очень часто мы можем многое сказать о Великобритании, Америке, Австралии и других странах изучаемого языка, но мало что знаем о своей культуре, о нормах передачи тех или иных названий русских реалий на английский язык и т.д.

Данная особенность была подмечена и авторами учебно-методического комплекса по английскому языку. Именно этим фактом обусловлено выделение значительного количества часов на темы связанные с Россией в каждом учебнике, а так же постоянное сопоставление культурных реалий стран изучаемого языка с родной страной.

Учебно-методический комплекс по английскому языку включает в себя учебные комплекты со 2-го по 11 классы. Первый этап – комплекты (в них входят учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, аудиоприложение (CD MP 3), программа) для 2–4 классов уже изданы, успешно прошли апробацию в школах и активно используются в учебном процессе. Второй этап – учебные комплекты для 5–9 классов написаны и будут изданы в 2012 г. Третий этап – учебные комплекты для 10–11 классов находятся в разработке.

Учебный комплекс разрабатывается под девизом «Язык и культура неразделимы», что обуславливает его ключевые особенности: изучение иностранного языка в контексте культуры, изучение языка через культуру, а культуры через язык. Учебно-методический комплекс:

—  соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку;

—  построен на традициях отечественной школы обучения иностранным языкам и соответствует требованиях общеевропейских компетенций владения иностранными языками;

—  содержит доступный школьникам учебный материал по англоязычной и родной культуре, развивающие упражнения, проектные задания и задания с использованием Интернет-ресурсов;

—  включает естественные ситуации общения, создает мотивацию к общению, интерес к изучению английского языка;

—  обеспечивает максимальное развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

—  имеет большой развивающий и воспитательный потенциал.

Авторы комплекса постарались интегрировать современные подходы и технологии, разработанные и эффективно использующиеся в преподавании иностранных языков на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, в новый учебный комплекс. Все тексты для чтения и аудирования подобраны с учетом социокультурного компонента, сопровождаются последовательно разработанными коммуникативно-ориентированными предтекстовыми и послетекстовыми заданиями. Упражнения на проверку понимания текстов даны с учетом современных методик и требований формата ЕГЭ. В основе упражнений на введение новой лексики также лежит коммуникативно-ориентированный подход. Упражнения, нацеленные на совершенствование различных видов речевой деятельности, разработаны с учетом социокультурного компонента. Следует отметить, что используемый иллюстративный материал обладает большим потенциалом с точки зрения его применения в качестве развивающего коммуникативную, познавательную и компенсаторную составляющие навыков и умений современных школьников. Учебно-методический комплекс создан в русле коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно-ориентированного подходов к развитию школьников.

Код публикации: 

2266

Издание: 

Страница в издании: 

149