Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования

учитель, ГОУ ЦО № 1485

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 г., является принципиально новым для отечественной школы документом – общественным договором между семьей, обществом и государством. Стандарт – это совокупность трех требований: к результатам освоения образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации.

Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Школа, а в дальнейшем и вуз должны не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ученика в процессе обучения, но и обеспечить его личностное развитие в рамках учебного процесса, то есть это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т.д. Основной результат образования рассматривается в Стандарте как достижение учащимися новых уровней развития на основе усвоения ими как универсальных учебных действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Ведущим документом выступают «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» – своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать условия для ее реализации. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В процессе внедрения новых стандартов образования важное место занимает компетентностный подход. Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» - получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В разработке стандарта под компетентностями мы понимаем достаточный уровень личностного развития во всех сферах общественной жизни (духовной, политической, социальной и экономической). Здесь важно понимать, что мы рассматриваем как предметные, так и метапредметные, и личностные результаты.

Предметные результаты освоения основных общеобразовательных программ – это приобретенные учащимся конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты – это усвоенные учащимся на базе    одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, основанные на самостоятельной интерпретации полученной информации. Это также использование этих способов в неадаптированной, незнакомой,     в том числе практической, ситуации. В данном случае метапредметные результаты обеспечивают владение знаниями и универсальными       способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.

Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимся в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

—  научить получать знания (учить учиться);

—  научить работать и зарабатывать (учение для труда);

—  научить жить (учение для бытия);

—  научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения и не только в школе, в вузе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации в целом, в которой живет и развивается школьник. Сегодняшняя ситуация в обществе характеризуется изменением взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование все чаще рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия».

Код публикации: 

2267

Издание: 

Страница в издании: 

151