Профессиональная направленность школьника как системная характеристика комплекса его психологических особенностей

к.с.н., директор, ГБОУ гимназия № 1565 «Свиблово», Москва

Важным направлением продолжающейся глубокой структурной реорганизации российского общества является системная модернизация системы образования. Одна из ее существенных задач состоит в обеспечении наиболее благоприятных условий для правильного выбора учащимися профильной ориентации старшей школы – основы успешности его профессиональной самореализации и, в конечном итоге, успешного развития всего общества. В этом отношении как никогда актуальной оказывается проблема определения и рационального учета психической работоспособности и профессиональной направленности школьника, системно характеризующих комплекс его медико-биологических, психологических и социальных особенностей, ответственных в своей совокупности за успешность адаптации в том или ином виде деятельности.

Целью экспериментальной работы в московских школах явилась разработка системно-психологической концепции психической работоспособности школьника и построенного на ее основе метода системной диагностики типов психической работоспособности и типов доминирующей мотивации учащихся, влияющих на формирование профессиональной направленности учащихся.

При этом решались следующие основные задачи:

  1. Разработка системной концепции психической работоспособности школьника.
  2. Разработка методов количественной оценки системных характеристик психической работоспособности и определение на их основе типов психической работоспособности школьника и разработка метода системной диагностики типов доминирующей мотивации школьников.
  3. Эмпирическая оценка влияния типа психической работоспособности на формирование профессиональной направленности учащихся.

Основные положения научного эксперимента в школах Москвы.

Концепция формирования профессиональной направленности учащегося, опирается на следующие теоретические положения:   

  1. Сложившаяся трехэтапная система психологического обеспечения профессионального становления личности, включающая этапы профориентации, профотбора, профподготовки, может быть усовершенствована путем ее дополнения этапом специального формирования профессиональной направленности. Этап формирования профессиональной направленности имеет целью последовательное раскрытие комплекса медико-биологических, психологических и социальных особенностей молодого человека, определяющих в своей совокупности успешность его адаптации в той или иной группе профессий и выбор в соответствии с обнаруженными особенностями вида и типа профессиональной подготовки, в наибольшей мере соответствующего выявленным индивидуальным возможностям и склонностям.
  2. Для формирования профессиональной направленности необходим комплексный учет основных компонент психической работоспособности:

—  работоготовности (характеризующей тип доминирующей мотивации);

—  трудоспособности (отражающей уровень функциональных резервов организма и такие его типологические черты, как уровень устойчивости по отношению к воздействию различного вида специфических и неспецифических стрессовых факторов).

—  внутренних средств деятельности, среди которых главенствующая роль принадлежит типу психической работоспособности.

  1. Определение типа психической работоспособности может быть осуществлено на основе комплексной оценки продуктивных показателей выполнения тестовых нагрузочных проб с учетом трех составляющих деятельности системообразования: объема системы или параметра n, сложности системы, оцениваемой по удельному числу связей, образуемых в системе – параметра c, и темпу системообразования – параметра t. При этом по каждому из параметров устанавливается индивидуальная характеристика способностей учащегося, относящаяся к группе высоких, средних и низких оценок. Таким образом, общее число комбинаций системных способностей, устанавливаемых согласно предложенной процедуре, составляет двадцать семь типов психической работоспособности.
  2. Определение типа доминирующей мотивации может быть осуществлено на основе принципов системологической теории деятельности с учетом оценки индивидуальных предпочтений при выборе уровня регулируемых систем (личность – социум) и вида системорегуляции (увеличение элементов системы – снижение ее энтропии).

В исследовании использовались следующие методы: психологический анализ и синтез деятельности испытуемых, наблюдение, анкетирование, пакет психометрических метрик, включая методики - слежение за динамическим объектом, счет в заданном темпе и счет в автотемпе, прогрессивные матрицы Равена, запоминание матриц с геометрическими фигурами, а также ряд других; пакет электрофизиологических методик - электрокардиограмма, пневмограмма, кожно-гальваническая реакция; психодиагностические методики. Полученные данные подвергались математической обработке с помощью стандартного статистического пакета и нормативных критериев, заложенных в каждую методику.

Научная новизна эксперимента состоит в следующем:

—  Разработана системно-психологическая концепция психической работоспособности, включающая определение типологических характеристик работоспособности и характеристик типов доминирующей мотивации. Предложенная концепция является основой разработки единого подхода для оценки и прогнозирования работоспособности в профессиональной деятельности.

—  На основе системно-психологической концепции работоспособности разработан метод количественного определения типов психической работоспособности и типов доминирующей мотивации как фактора формирования профессиональной направленности, использующий общий принцип построения формальных процедур оценки.

—  Использование предложенных методов оценки работоспособности позволило получить ряд новых научных фактов, отражающих общие закономерности формирования профессиональной направленности на различных этапах.

Теоретическая значимость эксперимента состоит в разработке нового направления в психологии профессионального становления молодежи, связанного с определением ее профессиональной направленности на основе типологической диагностики психической работоспособности, а также создании методического аппарата количественной оценки уровня психической работоспособности и типов доминирующей мотивации.

Практическая значимость эксперимента состоит в том, что:

—  Были эмпирически определены продуктивные показатели психической работоспособности школьников, и установлена зависимость между выявленным типом психической работоспособности, с одной стороны, и характером формирования профессиональной направленности учащегося – с другой стороны.

—  Были определены типы доминирующей мотивации учащихся средней и старшей школы как фактор формирования профессиональной направленности.

—  Были определены особенности психической работоспособности и профессиональной направленности у школьников, имеющих парциальные нарушения в состоянии здоровья (на примере группы подростков, страдающих психосоматическими заболеваниями).

Достоверность и обоснованность результатов и выводов экспериментальной работы обеспечиваются согласованностью основных теоретических положений и выводов с данными эмпирических исследований, а также с результатами применения в практике предложенных принципов, методов и техник диагностики психической работоспособности школьника.

Общий объем фактического материала составил более 1,5 тысяч частных исследований по отдельным психофизиологическим и психологическим методикам. Экспериментальные данные получены в 2009–2011 гг. с участием 1100 учащихся города Москвы в возрасте 14–18 лет.

Установление зависимости между выявленным типом психической работоспособности и характером формирования профессиональной направленности, разработка процедуры определения типов доминирующей мотивации подростка как фактора профильной направленности при обучении в старшей школе, правильная оценка способностей и возможностей учащихся важны не только психологу, но и, прежде всего, самому молодому человеку, его родителям и, более широко, всему обществу, судьба которого в решающей мере зависит от профессиональной успешности будущих поколений.

 

Код публикации: 

2269

Издание: 

Страница в издании: 

157