Образовательная политика школы определяется включением детей в темп и ритм современной жизни: проявление социальной инициативы, формирование готовности к труду и отдыху в имеющихся общественных условиях и ориентации на законные способы достижения жизненного успеха.
Профориентационная работа в образовательном учреждении строится в рамках инновационного проекта «Формирование профессионального самоопределения обучающихся». Инновационный проект разработан в соответствии с нормативно-правовой базой.
Цель проекта - сформировать систему профессионального самоопределения обучающихся с учетом возрастных особенностей и системы педагогических условий.
Задачи:
- Продолжить предпрофильную и профильную подготовку обучающихся.
- Создать условия для развития обучающихся, готовности к личностному и профессиональному самоопределению во внеклассной деятельности.
- Определить профориентационное пространство как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
- Организовать работу кабинета профориентации и консультативного пункта для обучающихся, родителей, педагогов.
- Создать на сайте школы виртуальный кабинет «Профориентир +».
- Определить инструментарий для мониторинга эффективности внедрения системы по формированию профессионального самоопределения.
- Изучить возрастные особенности обучающихся на разных этапах профессионального самоопределения.
- Определить социальных партнеров для формирования системы профессионального самоопределения.
- Познакомиться с опытом профориентационной работы российских и зарубежных школ.
Участники проекта - администрация, педагоги и ученики школы, родители, психолог, социолог, социальные партнеры.
Для реализации проекта в образовательном учреждении создан профориентационный совет, который координирует деятельность членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации. В его состав вошли представители администрации образовательного учреждения, педагоги и сотрудники школы, социальные партнеры.
В рамках инновационного проекта деятельность строится по следующим направлениям:
— Профессиональное просвещение (предпрофильные курсы, углубленное изучение отдельных предметов, организация профориентационного пространства в урочной и внеурочной деятельности, работа стенда «Профориентир», виртуальный кабинет по профориентации на сайте школы). В школе (начальное и среднее звено) организована система внеклассных занятий по типам профессий. Человек–человек – 3 («Живая этика», «Тропинка к своему Я», «Этическая грамматика»); Человек–техника – 3 («Информатика в играх и задачах», «Развитие творческих способностей», «Информатика»); Человек–природа – 3 («Родники», Школа докторов природы», «Техника пешеходного туризма и автономного существования»); Человек–знаковая система – 7 («Мой первый проект», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Риторика», «Эрудит», «Мои первые проекты», «В мире слов»); Человек художественный образ – 5 («Этот разноцветный мир», «Волшебный мир бумажной пластики», хор, вокальный ансамбль, театр); Человек–спорт – 6 («Ритмическая гимнастика», «Основы физической подготовки», волейбол, спортивное ориентирование, художественная гимнастика, уроки-здоровья). Имеются в наличии рабочие программы по этим внеклассным занятиям.
— Профессиональное консультирование и диагностика: ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника; развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; обучение основам выбора профессии. На базе школы открыт консультативный профориентационный пункт, руководителем которого является инспектор Центра занятости населения Людиновского района, психолог.
— Психологическая поддержка: используются методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В школе выделяются основные ступени управления системой профессионального самоопределения обучающихся, организационной основой которой является совместная проектная деятельность всех участников образовательного процесса:
I ступень – Начальная школа (1–4 классы). Формируется представление о мире профессий своих родителей, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень – Основная школа (5–7 классы). Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей на примере профессиональной успешности родителей.
III ступень – Основная школа (8–9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи обучающимся и их родителям в выборе будущей профессии.
IV ступень – Средняя школа (10–11 классы). Профессиональное самоопределение осуществляется с учетом запроса обучающихся и их родителей на базе профильного обучения. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.
На протяжении многих лет в школе создан банк профориентации выпускников.
Таким образом, в общеобразовательном учреждении внедряется и реализуется инновационный проект «Формирование системы профессионального самоопределения обучающихся», результатом которого станет эффективная модель системы профессионального самоопределения обучающихся в школе.