Определение профессиональной траектории школьников при реализации проекта «Формирование профессионального самоопределения обучающихся»

заместитель директора, МБОУ СОШ № 2, Людиново

Образовательная политика школы определяется включением детей в темп и ритм современной жизни: проявление социальной инициативы, формирование готовности к труду и отдыху в имеющихся общественных условиях и ориентации на законные способы достижения жизненного успеха.

Профориентационная работа в образовательном учреждении строится в рамках инновационного проекта «Формирование профессионального самоопределения обучающихся». Инновационный проект разработан в соответствии с нормативно-правовой базой.

Цель проекта - сформировать систему профессионального самоопределения обучающихся с учетом возрастных особенностей и системы педагогических условий.

Задачи:

  1. Продолжить предпрофильную и профильную подготовку обучающихся.
  2. Создать условия для развития обучающихся, готовности к личностному и профессиональному самоопределению во внеклассной деятельности.
  3. Определить профориентационное пространство как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
  4. Организовать работу кабинета профориентации и консультативного пункта для обучающихся, родителей, педагогов.
  5. Создать на сайте школы виртуальный кабинет «Профориентир +».
  6. Определить инструментарий для мониторинга эффективности внедрения системы по формированию профессионального самоопределения.
  7. Изучить возрастные особенности обучающихся на разных этапах профессионального самоопределения.
  8. Определить социальных партнеров для формирования системы профессионального самоопределения.
  9. Познакомиться с опытом профориентационной работы российских и зарубежных школ.

Участники проекта - администрация, педагоги и ученики школы, родители, психолог, социолог, социальные партнеры.

Для реализации проекта в образовательном учреждении создан профориентационный совет, который координирует деятельность членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации. В его состав вошли представители администрации образовательного учреждения, педагоги и сотрудники школы, социальные партнеры.

В рамках инновационного проекта деятельность строится по следующим направлениям:

—  Профессиональное просвещение (предпрофильные курсы, углубленное изучение отдельных предметов, организация профориентационного пространства в урочной и внеурочной деятельности, работа стенда «Профориентир», виртуальный кабинет по профориентации на сайте школы). В школе (начальное и среднее звено) организована система внеклассных занятий по типам профессий. Человек–человек – 3 («Живая этика», «Тропинка к своему Я», «Этическая грамматика»); Человек–техника – 3 («Информатика в играх и задачах», «Развитие творческих способностей», «Информатика»); Человек–природа – 3 («Родники», Школа докторов природы», «Техника пешеходного туризма и автономного существования»); Человек–знаковая система – 7 («Мой первый проект», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Риторика», «Эрудит», «Мои первые проекты», «В мире слов»); Человек художественный образ – 5 («Этот разноцветный мир», «Волшебный мир бумажной пластики», хор, вокальный ансамбль, театр); Человек–спорт – 6 («Ритмическая гимнастика», «Основы физической подготовки», волейбол, спортивное ориентирование, художественная гимнастика, уроки-здоровья). Имеются в наличии рабочие программы по этим внеклассным занятиям.

—  Профессиональное консультирование и диагностика: ознакомление учащихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника; развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; обучение основам выбора профессии. На базе школы открыт консультативный профориентационный пункт, руководителем которого является инспектор Центра занятости населения Людиновского района, психолог.

—  Психологическая поддержка: используются методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

В школе выделяются основные ступени управления системой профессионального самоопределения обучающихся, организационной основой которой является совместная проектная деятельность всех участников образовательного процесса:

I ступень – Начальная школа (1–4 классы). Формируется представление о мире профессий своих родителей, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень – Основная школа (5–7 классы). Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей на примере профессиональной успешности родителей.

III ступень – Основная школа (8–9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи обучающимся и их родителям в выборе будущей профессии.

IV ступень – Средняя школа (10–11 классы). Профессиональное самоопределение осуществляется с учетом запроса обучающихся и их родителей на базе профильного обучения. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

На протяжении многих лет в школе создан банк профориентации выпускников.

Таким образом, в общеобразовательном учреждении внедряется и реализуется инновационный проект «Формирование системы профессионального самоопределения обучающихся», результатом которого станет эффективная модель системы профессионального самоопределения обучающихся в школе.

Код публикации: 

2270

Издание: 

Страница в издании: 

160