Учебный диалог в системе развивающего образования

учитель физики, Образовательный центр «Револьвента»

Учебный диалог, являясь основной формой социальной коммуникации, создает необходимые условия для выработки у учащегося умения самостоятельно мыслить, ясно выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Часто «диалог» трактуется как вопрос-ответ. Учебный диалог призван добиваться взаимодействия сознаний, чтобы совместными усилиями изучаемый образ становился объемным, понятным, разноплановым. Поддержка творческого, креативного мышления реализуется в диалоге в интерактивном режиме и приводит к новым знаниям.

Вызовом сегодняшнего дня является задача учить детей так, чтобы у них не возникало чувство растерянности от постоянно возрастающего потока разнообразной информации, а были уверенность в своих силах и знание способов преодоления своего незнания. Педагог, являясь организатором учебного процесса, имеет возможность применить методику сближения и налаживания сотрудничества с учеником, увидеть его внутренние проблемы развития в процессе ведения обучающего диалога. Метод диалектической беседы позволяет наиболее эффективно развивать личность учащегося, способствовать быстрому раскрытию его способностей и подготовить его к активной жизненной позиции. Диалогичность рассуждений объединяет конкретные предметные знания с философскими: есть разные мнения, но нет «клейма» односторонних представлений. Рассуждения, размышления дают возможность ребенку сравнить его субъективные представления с объективно установленными закономерностями. Доброжелательно текущая беседа позволяет обогатить разные познавательные позиции. В обучающем диалоге все вместе движутся к истине: пространство обсуждения открыто, нет готовых ответов, есть только путь и ориентиры. Диалог с ребенком оказывает на него многофакторные воздействия, а значит, ведет к разрешению разнообразных дидактических задач, осуществляя связь общего образования и высшего.

Несмотря на признание диалогового метода обучения как эффективного инструмента умственного развития ребенка, его применение в практике школьного образования пока не нашло широкого распространения. Возможными причинами этого является то, что диалог должен быть организован в рамках существующей классно-урочной системы обучения,       а выполнение учебной программы и без того связано с напряженностью, вызванной дефицитом времени. Кроме того, разнообразие интересов         детей обуславливает их избирательное отношение к возможным темам дискуссий.

Содержание настоящей темы (методические рекомендации, опорные конспекты и примеры проведения уроков) направлено на преодоление возникающих трудностей. Психологической и дидактической базой являются идеи проблемного метода обучения, личностно-ориентированного метода, педагогики сотрудничества и системно-деятельностного               подхода.

Пространство ближайшего развития должно быть спроектировано, тогда решение проблемы развития ребенка, сориентированное на созревающие функции, может быть решено. В физике под пространственными характеристиками понимается расположение объектов относительно тела отсчета. В нашем случае учащийся является центром, относительно которого выстраивается все пространство обучения.

Проведенный анализ позволил нам сформулировать определенные принципы построения комфортного обучающего пространства:

—  принцип открытости;

—  принцип удовлетворенности средой общения;

—  принцип согласованности;

—  принцип синтеза обучающих методик;

—  принцип здоровьесбережения;

—  принцип «зоны ближайшего развития»;

—  принцип концептуальной целостности.

Принцип концептуальной целостности предполагает опору на положения системно-деятельностного подхода и усиление роли средств познавательной деятельности в проектировании учебного процесса. Концептуальная схема выступает как новый дидактический инструмент; сам принцип построения схемы и ее использование в познавательном процессе становятся для учащегося самостоятельным предметом освоения. Концептуализм развитого мышления является не только одним из его качеств, рядоположенных с другими свойствами. Концептуальность мышления задает глобальные ориентиры движения мысли, вносит   разумные ограничения в толкование получаемых выводов, являясь          основой осуществления самоконтроля и самокритики. Столь же важным является овладение познавательным инструментарием, позволяющим школьнику осуществлять преобразовательную деятельность с учебным материалом.

Специальных приемов вовлечения детей в диалог не требуется. Дети открыты к равноправному разговору даже тогда, когда у них есть негативный опыт. Число учащихся, желающих высказать свое суждение в диалектическом общении гораздо больше, чем желающих ответить на стандартный вопрос, так как рассуждения создают познавательную мотивацию и «расшевеливают» умы учащихся. К диалогу должен быть готов педагог. Ведение диалога не зря часто называют «искусством», так как для него требуется творчество и фантазия. Передача информации не может быть искусством, навязывание своего мнения тоже, конечно, не искусство. Посредством испытания беседой создаются условия для удовлетворения дефицитарных потребностей растущей личности, что ведет к созданию нового вида рефлексии. Расспрашивая друг друга о том, что только кажется известным, участники диалога открывают в самом знании вопрос о знании как таковом.

Дидактические условия для обучения детей методом диалогического общения предусматривают:

—  отказ педагога от роли единственного носителя истины;

—  желание и готовность педагога брать на себя разнообразные роли во время занятий и создание условий для включенности в процесс обсуждения всех участников;

—  рассмотрение проблемы с самых разнообразных точек зрения продолжается до тех пор, пока не сложится объемный, многослойный, понятный образ;

—  диалог должен быть логически выстроен в концептуальной целостности при опоре на фундаментальные законы: сам процесс формирования знаний является прежде всего средством ведения дискурса;

—  культура ведения диалога исключает агрессивную речь, все участники должны получать удовольствие от ведения беседы, стороны должны понимать и ценить креативность диалога, подходить философски к возникающим противоречиям, методом убеждения и собственным примером педагогу необходимо показать, что принятие критики и самоирония дают наилучшую возможность для самопознания и самосовершенствования.

Эффективность реализации настоящих рекомендаций проверялась в течение ряда лет авторами в ходе обычных уроков и факультативов в общеобразовательных школах, а также на дополнительных занятиях в «Малой академии МГУ» со школьниками – слушателями программы «Как мы познаем мир и самих себя». Контингент учащихся, которые регулярно вовлекались в диалоговые методы работы, составляли школьники 7–11 классов. В результате, уровень учебных достижений и общее отношение к учебе школьников неуклонно возрастали, а эмоциональное неблагополучие снижалось. Средний балл годовых оценок улучшился на 23%. Выпускники школы успешно продолжают свое образование в средних и высших учебных заведениях.

Код публикации: 

2273

Издание: 

Страница в издании: 

168