Развитие интереса школьников к физике путем чтения популярных лекций с демонстрацией экспериментов на физическом факультете МГУ

к.ф.-м.н., доцент, директор, Вечерняя физическая школа при МГУ

Одной из причин, делающих обучение физике малопривлекательным в глазах школьников, является оторванность формул из школьного учебника от окружающего школьника мира техники и природных явлений. Связано это, прежде всего, с плохим оснащением кабинетов физики демонстрационным оборудованием, в результате чего школьные учителя весьма ограничены в возможности демонстрации проявления физических законов.

Физический факультет МГУ обладает уникальным парком физических демонстраций, многие из которых являются разработкой сотрудников физического факультета.

На протяжении нескольких десятилетий сотрудники факультета читают популярные лекции для школьников. Эти лекции читаются как в рамках традиционных общеуниверситетских мероприятий: День открытых дверей, Фестиваль науки МГУ, так и в виде тематических лекций, посвященных определенным разделам школьного курса физики.

Показываемые демонстрации можно разделить на:

—  классические демонстрации, описанные в школьном учебнике (маятник Фуко, магдебургские полушария, шар Паскаля и др.);

—  классические демонстрации, объяснение которых выходит за рамки школьной программы, но которые неизменно вызывают интерес у школьников (гироскопы, кельтские камни, трансформатор Тесла, эксперименты с поляризацией и дифракцией света и др.);

—  современные демонстрации, использующие достижения техники XX в. (лазеры, жидкие кристаллы, новые материалы и др.);

Хотя большинство демонстраций требует дорогостоящего оборудования, целый ряд демонстраций может быть показан в «полевых» условиях летней школы [1–2], особое внимание уделяется демонстрациям, которые слушатели могут повторить в школе или домашних условиях, проведя на их основе исследовательские работы (связанные маятники, форма мыльных пленок, кристаллизация гипосульфита и др.);

При показе экспериментов уделяется большое внимание оценке точности проводимых измерений, много демонстраций используют компьютерные датчики, позволяющие проводить не только количественные, но и качественные эксперименты.

В среднем каждую лекцию посещает 200 – 300 человек, в основном школьники старших классов. Среди слушателей немало школьных учителей.

Благодаря помощи Фонда поддержки фундаментальной физики и фонда Д. Зимина «Династия» цикл из 9 лекций был записан на видео и выложен в Интернете на общедоступный (бесплатный) сайт фонда [http://fpff.ru/pupils/demonstrations].

Список литературы: 

1. Рыжиков С.Б., Рыжикова Ю.В. Физический эксперимент по оптике в условиях летней школы // Труды международной конференции «Современный физический практикум». Астрахань, 2008. С. 256–257.
2. Рыжиков С.Б., Рыжикова Ю.В. Особенности проведения практических занятий по механике с учащимися 7–9 классов в условиях летней школы // Материалы X международной конференции «Физика в системе современного образования». СПб, 2009. С. 119.

Код публикации: 

2279

Издание: 

Страница в издании: 

181