Место и роль школы и вузов в системе профессиональной ориентации

к.э.н., старший преподаватель факультета глобальных процессов, МГУ

Выбор профессии в значительной, а подчас и в решающей степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни. От него зависят и условия труда, и уровень материального благосостояния, и возможности для творчества, то есть основные характеристики социального статуса человека.

В условиях трансформации российского общества происходит слом старой социально-профессиональной структуры. В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человеку необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Происходит смена иерархии прести­жа профессий в общественном сознании. У молодежи формируется новое представление о месте и роли профессии и профессиональных достижений в жизни человека, о целях профессиональной деятельности и способах их достижения. В рамках этого особую роль и значимость приобретает взаимодействие школы и вузов, которые призваны помочь школьнику сделать правильный выбор будущей профессии, а также дать ему необходимые навыки, чтобы в дальнейшем гибко, быстро и адекватно реагировать на вызовы реальности. Для этого необходимо самое полное и максимально эффективное внедрение новых образовательных стандартов, призванных удовлетворить существующие потребности школьников в рамках профориентирования.

Основной способ получения про­фессии – обучение в учебных заведениях различного типа – от получения среднего полного общего образования до высшего и послевузовского образования. В условиях либерализации экономики очень важно обеспечить молодежи свободу выбора и доступность разных форм среднего, высшего и послевузовского образова­ния, чтобы каждый мог приобрести профессию, найти дело, соответствую­щее его способностям и стремлениям. Как это ни парадоксально, молодежь медленно адаптируется к измене­ниям на рынке труда, демонстрируя слабую мобильность, которая понима­ется сегодня как готовность и умение искать не только новую работу, но, главное, работу по новой профессии.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Выбор профессии предполагает наличие у будущего работника (специалиста) информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан [1]. Задача школы и вузов именно в том, чтобы дать старшекласснику представление об имеющихся профессиях, помочь ему выбрать наиболее «подходящую», дать ему специальные знания для будущей профессии. Это возможно только при полном и тесном взаимодействии школ и вузов. В рамках этого важно развивать вузам систему подшефных школ, чтобы уже со средней школы готовить будущие кадры для страны.

Сегодня школьники при выборе как будущей профессии, так и вузов, склонны смотреть, в первую очередь, на уровень заработной платы, поэтому тратят время, деньги и силы на получение соответствующего образования, а в результате, зачастую, остаются не востребованными с профессиональной точки зрения. Таким образом, уровень заработной платы оказывает очень большое влияние на их уровень образования, а тем самым и на выбор профессии. Вследствие более высоких заработков в профессиях, требующих более квалифицированного труда, школьники стремятся получить более высокое образование.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Так, уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности. Во-первых, затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; во-вторых, попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками.

Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом, они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными. Молодые люди, старающиеся быть «практичными», выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор обоснован, прежде всего, экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа – дверь, ведущая в мир взрослых. Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку своих целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить все это в имеющей смысл, приносящей удовлетворение работе.

Таким образом, во взаимодействии школы и вузов в рамках новых образовательных стандартов должна решаться главная задача – адаптация выпускников к социально-экономическим реалиям жизни современного общества. Как следствие, необходимо в рамках системы профессиональной ориентации школьников определить, в чем суть новой культуры обучения? Какие методы лежат в основе современных образовательных технологий?

Список литературы: 

1. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. Чебоксары, 2008. C. 149.

Код публикации: 

2280

Издание: 

Страница в издании: 

182