Проблемы профориентации учащихся и возможные пути их решения

учитель биологии, Центра образования № 1426, Москва

Одной из основных проблем учителя в современной школе является отсутствие мотивации учеников на получение знаний, необходимых ему для дальнейшей самореализации. Чаще учащиеся мотивированы лишь на получение отметки, что является результатом отсутствия у школьников своевременного профориентационного решения. Редкий ученик в 5–6 классе знает, какую он профессию выберет в будущем и к какой деятельности у него есть задатки. К сожалению, это упущение семьи. Именно она должна развивать интересы у детей. Этому способствуют экскурсии, кружки, театры, путешествия, семейное чтение, отдых, труд и пр. Решением этого вопроса приходится заниматься учителям школы. Ведь у школы имеется достаточно возможностей выявить задатки детей к овладению профессией. Но в основном исследуются склонности к той или иной профессии, начиная с 9 класса. Это поздно для того, чтобы ребенок был мотивирован на получение знаний. Уже на этапе 5–7 классов у детей происходит определение своего места в обществе. Поэтому чем раньше учащиеся определятся с выбором своего жизненного пути, тем раньше они будут нацелены на приобретения навыков.

В настоящее время важно быть готовым к получению нескольких профессий.

Поскольку каждый год появляется много новых специальностей, некоторые из них через 10–15 лет оказываются невостребованными или изменяются. И при профилизации школ нужно учитывать необходимость готовить выпускника не только к поступлению в вуз, но и к дальнейшему самосовершенствованию. Ведь знаний и умений, полученных в учебных заведениях, может не хватать.

Человек XXI в. должен быть всесторонне развитым. Он должен смотреть на учебный предмет не с позиции «пригодится ли это в моей профессии». Ведь в любой отрасли нужно владеть универсальными учебными действиями. Над этим работает каждый учитель. Обязательно должна быть связь учебного материала с жизнью. Очень важно в начале урока учеников мотивировать, для чего нужно изучать данную тему, указать, в чем связь с жизнью, с профессией.

Каждый учитель стремится заинтересовать как можно больше учеников, чтобы они связали свою будущую профессию именно с его предметом. Это достигается самыми разными способами, в том числе посредством изучения интересов и предпочтений учеников.

Исходя из всего вышесказанного, целью настоящей работы стало выявление количества учеников, имеющих на настоящий момент сформированную профессиональную ориентацию, связанную с более глубоким изучением биологии. Для решения данной задачи в мае 2011 г. в Центре образования № 1426 нами было проведено анкетирование учащихся 6–10-х классов, которое выявило следующие результаты.

Большинство учащихся (в 6 классе – 61%, в 7 классе – 86%, в 8 классе – 77%, в 9 классе – 65%, в 10 классе – 76%) хотят стать специалистами в областях, не связанных с биологией. Есть ученики, которые хотят стать врачом (в 6 классе – 22%, в 7 класе – 0%, в 8 классе – 5%, в 9 классе – 20%, в 10 классе – 8%), ветеринаром (в 6 классе – 7%, в 7 классе – 5%, в 8 классе – 10%, в 9 классе – 5%, в 10 классе – 8%), психологом (в 6 классе – 6%, в 7 классе – 0%, в 8 классе – 10%, в 9 классе – 5%, в 10 классе – 0%), спортивным тренером (в 6 классе – 4%, в 7 классе – 10%, в 8 классе – 5%, в 9 классе – 15%, в 10 классе – 8%). По нашему мнению, их надо ориентировать на более углубленное изучение биологии. Возможно, после определенной коррекции работы учителя число учеников, желающих иметь профессию, связанную с биологией, увеличится.

Многие школы практикуют проведение предметных интегрированных декад.

В нашей школе для учащихся 5–11 классов проводятся декады, посвященные конкретным профессиям, которые наиболее востребованы как в современном обществе в целом, так и в своем городе в частности. Эти декады проходят с обязательным участием всех учителей-предметников, с использованием самых различных методов и форм проведения. Учащимся интересны встречи с представителями различных профессий, знакомство с результатами труда, экскурсии на фабрики, заводы. Все эти мероприятия, на наш взгляд, способствуют более раннему выбору будущей специальности учениками, что служит стимулом к возникновению у них мотивации к более углубленному изучению учебного профильного предмета и смежных с ним учебных дисциплин.

Код публикации: 

2281

Издание: 

Страница в издании: 

185