Система школьного медиаобразования должна включать, помимо теоретических занятий, практические занятия по подготовке школьных газет, радио и телепрограмм, Интернет-сайтов. Развивая школьные медиа, в первую очередь газеты и Интернет-издания, можно стимулировать интерес школьников к медиаобразованию и получению новых знаний в этой области. Участие в школьных СМИ дает учащимся возможность на практике освоить те теоретические знания, которые они получают в классах и попробовать свои силы в качестве журналистов. Для учащихся особенно важна возможность получить объективную оценку своей работы со стороны экспертов, а также обменяться опытом с журналистами из других школьных СМИ. Также далеко не последним, на наш взгляд, является соревновательный момент, который делает работу в школьных СМИ особенно увлекательной. Поэтому, конкурсы школьных изданий занимают очень значительное место в системе медиаобразования.
Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова уже в четвертый раз собирается проводить всероссийский конкурс «Лучшее школьное издание», на который принимаются школьные печатные и электронные издания, с периодичностью выхода не реже двух раз в год и выходящие не менее одного года с момента появления первого номера. Руководителем редакции может быть как учащийся, так и педагог-наставник.
Основными целями и задачами Конкурса, проводимого факультетом журналистики, являются:
— выявление наиболее талантливых учащихся образовательных учреждений в области филологических знаний, развитие у них творческих способностей в сфере журналистики,
— содействие в расширении научного творчества учащихся образовательных учреждений в разработке новых направлений журналистики и средств массовой информации, пропаганда научных знаний,
— поддержка медиаобразования в школе, популяризация и повышение статуса школьных периодических изданий, оказание методической помощи школьным изданиям.
В 2011 г. для участия в конкурсе зарегистрировалось почти 300 участников из 56 регионов России. В апреле на торжественное подведение итогов в Москву приехало более 100 участников, среди которых юные журналисты и их руководители, представляющие школьные издания из Москвы, Санкт-Петербурга и многих других регионов России. Победителями стали школьные издания, представляющие 9 регионов России.
Гран-при получило издание «Гвоздь», Лицей № 84, г. Новокузнецк Кемеровской области, первое место – издание «Шаг за шагом», МОУ СОШ № 4, г. Нелидово, Тверская область, второе место – издание «Провода», МОУ Гимназия № 5, г. Чебоксары, Чувашия, третье место – издание «Есть контакт!», НОУ – гимназия «Московская экономическая школа», г. Москва.
Кроме того, были вручены премии за лучший дизайн-макет школьного издания, лучшие репортажи, лучшие фоторепортажи, премия лучшему руководителю школьного СМИ, дипломы Союза журналистов России и отделения ЮНЕСКО в Москве и другие премии.
Факультет журналистики считает конкурс «Лучшее школьное издание» важной ступенью в развитии медиаобразования. Мы убеждены в том, что в школьную программу нужно включать не только теоретические занятия. Важным, или просто обязательным, ее компонентом является выпуск школьных газет, радио и телепрограмм, Интернет-сайтов. Участие в школьных СМИ дает учащимся возможность на практике освоить те теоретические знания, которые они получают в классах и попробовать свои силы в качестве журналистов. Для учащихся особенно важна возможность получения объективной оценки своей работы со стороны экспертов, а также возможность обмена опытом с журналистами из других школьных СМИ. С этой точки зрения, конкурсы школьных изданий занимают очень значительное место в системе медиаобразования.