Математическое образование в Специализированном учебно научном центре МГУ – школе-интернате имени А.Н. Колмогорова

чл.-корр. РАН, д.ф.-м.н., профессор, механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Инициатива создания специализированных физико-математических и химико-биологических школ исходила от ученых. У истоков таких школ стояли академики Н.Н. Семенов, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров, М.А. Лаврентьев, А.Н. Колмогоров, И.К. Кикоин и другие. Важную роль в создании этих школ сыграло обращение в ЦК КПСС шести министров, представлявших оборонный комплекс и систему образования, а также президента Академии наук СССР М.В. Келдыша, ректора Московского университета И.Г. Петровского и академика И.К. Кикоина, который собственно и составил текст. Обращение получило поддержку, и в 1963 г. было издано постановление Совета министров об учреждении при четырёх крупнейших университетах страны специализированных физико-математических школ.

Что касается школы-интерната № 18 при МГУ, то определяющую роль в разработке ее концепции сыграли И.К. Кикоин и А.Н. Колмогоров. Они не
только читали лекции в школе в течение длительного времени. Под их руководством было составлено первое положение о школе, учебные планы, программы. Они занимались подбором педагогических кадров, а также в самом тесном контакте работали с ребятами. Впоследствии школа получила имя А.Н. Колмогорова.

Цели, ради которых создавалась школа, можно описать следующим образом:

  1. Поиск и отбор для дальнейшего обучения одаренных школьников, проживающих в сравнительно небольших городах и населенных пунктах России и проявляющих способности к исследовательской деятельности. Изначально школа была ориентирована на работу с талантливыми школьниками, не имеющими возможность получить хорошее образование. Этот принцип строго выдерживался. Впоследствии в школу стали принимать москвичей, что обусловлено ограниченным количеством мест в общежитии. Школа рассчитана на обучение 360 человек, однако мест в общежитии после ремонта и улучшения качества жилья стало меньше.
  2. Систематическое образование учеников, развитие их творческих способностей, кругозора, подготовка к последующей учебе в МГУ и других вузах, позволяющая как можно раньше включиться в самостоятельную научную работу.
  3. Воспитание юношества, предназначенного для последующей деятельности в науке, образовании, а также в других сферах жизни нашей страны, для пользы нашего государства и его процветания.
  4. Содействие в формировании и поддержке высокого уровня школьного образования в России.

В 1988 г., через двадцать пять лет после создания, физико-математическая школа № 18 была преобразована в СУНЦ – Специализированный учебно-научный центр МГУ, что также было оформлено постановлением Совета министров. И сегодня школа сохраняет ряд черт, определенных этим постановлением.

Почти за пятьдесят лет школу закончили около 9 000 выпускников, многие из них, благодаря своим работам, получили мировую известность, защитили кандидатские и докторские диссертации. Среди выпускников школы два академика и семь членов-корреспондентов Российской академии наук. Истории школы посвящено большое количество работ.

Сегодня СУНЦ – это подразделение МГУ, реализующее программы среднего общего образования с углубленным дифференцированным изучением математики, информатики, физики, химии и биологии. По статусу школа приравнивается к факультету МГУ, это означает, в частности, что в школе работают кафедры и лаборатории. Преподаватели школы являются сотрудниками МГУ – это профессора и доценты Московского университета, многие из которых одновременно преподают в МГУ. Школьники считаются студентами МГУ и имеют такие же права, как и остальные студенты. В школе есть Ученый совет, который определяет все принципиальные моменты в жизни, в него входят восемь деканов факультетов МГУ, несколько академиков, членов-корреспондентов РАН. Учебный процесс в школе осуществляется по собственным учебным планам и программам, разработанным преподавателями школы и утвержденным Ученым советом СУНЦ. Обучение осуществляется на профильных отделениях: физико-математическом и химико-биологическом.

Ребята, которые поступают в школу после 9 класса, учатся два года (двухгодичный поток), но есть возможность поступить после 10 класса в одногодичный поток. Учебные курсы, которые изучаются в СУНЦ, обеспечивают глубокие фундаментальные знания, в 11 классе все обучающиеся сдают ЕГЭ и успешно с ним справляются. В школе преподаются следующие математические дисциплины – алгебра, геометрия и математический анализ, кроме того, есть еще математический практикум и специальные курсы. На каждый из трех математических предметов (алгебра, геометрия и математический анализ) выделяется по 3 часа в неделю. Эти часы, как правило, делятся следующим образом: 1 час – лекции, 2 часа – практические занятия. На практических
занятиях в классе работают три преподавателя одновременно. Один преподаватель ведет урок, другой следит за ребятами, которые работают достаточно быстро, предлагая им задания повышенной сложности, третий занимается, наоборот, с ребятами, которым нужно что-то подсказать, в чем-то помочь. Подобная практика существует в школе с момента ее основания и была предложена А.Н. Колмогоровым. Решение задач – это важная часть образования, ключевой элемент овладения знаниями. Помимо обязательных занятий, в школе читаются специальные курсы. Школа является частью университета, поэтому у нас есть возможность предлагать оригинальные, глубокие и содержательные специальные курсы, например, курсы по теории вероятностей и теории чисел, по дискретной математике, дополнительным разделам геометрии, алгебры и
анализа. Они доступны детям, но связаны с математикой серьезной, и,
обозначая эти связи, мы пытаемся заинтересовать ребят, привить им интерес к науке, к научным исследованиям. Еженедельно 2 часа отводятся на специальные курсы.

Учебные программы для двухгодичного и годичного физико-математического потока отличаются. Они содержат примерно одни и те же вопросы, но различаются глубиной их изучения. Кроме того, каждый лектор имеет возможность ввести в свой лекционный курс авторскую часть. В рамках двухгодичного физико-математического потока существует математический практикум. Начало этой традиция положил А.Н. Колмогоров, который был убежден, что выполнение практических работ, требующих в частности, объемных вычислений, способствует лучшему усвоению предмета. В качестве примеров таких практикумов можно упомянуть нахождение композиций преобразований на плоскости, рисование орнаментов (изучение их изменения под действием тех или иных преобразований), построения на геометрических телах, например, построение сечений или сложных композиций – пересечений различных тел, построение образа какой-нибудь картинки при инверсии. Примером более практической задачи является вычисление продолжительности светового дня в заданной точке как функции от даты.

Отдельно стоит остановиться на системе приема в школу. В марте проходят выездные экзамены, когда преподаватели выезжают примерно в 40–50 точек нашей страны, где проходит первый тур вступительных экзаменов. Ребят, которых отобрали после первого тура, собирают в летнюю школу. В 2012 г. участниками летней школы стали 300 человек, из которых было отобрано около 200 для зачисления в СУНЦ. В ходе летней школы преподаватели ведут занятия, читают лекции, общаются с детьми, пытаются понять их потенциал. Одновременно в летних школах осуществляется определенное выравнивание степени подготовки ребят, ведь они приходят из разных мест и с разными знаниями.

Главными задачами школы и сейчас являются развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование научного мировоззрения, воспитание математической культуры и, конечно же, подготовка к успешному обучению в Московском университете и в других вузах нашей страны.

Код публикации: 

2300

Издание: 

Страница в издании: 

4