Новые образовательные стандарты и проблемы школьного естественнонаучного образования

к.х.н., доцент химического факультета, МГУ
д.ф.-м.н., профессор химического факультета, МГУ

Бурное развитие науки и техники, совершенствование образовательных технологий ставят современного учителя в инновационные условия работы. Традиционные формы проведения уроков требуют дополнения проблемными уроками, межпредметными конференциями, дискуссиями. Перед учителем ставится нелегкая задача – сориентироваться в новых условиях. Образовательные стандарты второго поколения подчеркивают активную роль учащегося в образовательном процессе. Задача учителя в новых условиях заключается не только в том, чтобы обучить определенным знаниям, умениям и навыкам, но и воспитать активную жизненную позицию, научить мыслить, рассуждать, анализировать, находить выход из сложных проблемных ситуаций. 

На языке педагогов и психологов это означает, что наряду с предметными результатами обучения, на достижение которых, как правило, и ориентированы учителя-предметники, важно достичь личностных и метапредметных результатов. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Они включают в себя конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Тем самым в процессе обучения мы обеспечиваем владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.

Какими способами учитель химии может достичь метапредметных результатов? Прежде всего, обращение на уроках к проблемным ситуациям, апелляция к системно-деятельностному подходу. Этой цели могут служить и специальные проблемные уроки, темы которых надо обсуждать с другими учителями-предметниками и готовить заранее. Это могут быть и конкретные проблемные задания, задаваемые на дом или разбираемые в классе во время прохождения той или иной темы курса.

Новый стандарт ставит перед учителем и задачи развития коммуникативных навыков школьников, умение грамотно и цивилизованно проводить дискуссии и обсуждения. Появляется новый вид урока – это урок-дискуссия.
Новый стандарт меняет и систему оценки. Взамен традиционной «знаниевой» оценке он предлагает деятельностную оценку. Это заключается в замене обязательного минимума содержания образования, на основе которого и формировалась оценка учащегося, планируемыми результатами обучения и проверкой способности школьника к решению учебных задач. В «знаниевой» оценке был, прежде всего, предусмотрен контроль за освоением обязательного минимума знаний. Теперь его заменяет контроль за достижением планируемых результатов обучения.

Еще одно новшество стандарта – активное участие школьников в проектной деятельности. Проект становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Примерная программа по химии для основного и общего образования предусматривает введение вариативной составляющей, когда часть часов не регламентируется, а предоставляется в распоряжение авторов учебных комплексов. В то же время на изучение химии в 10 и 11 классах на базовом уровне отводится всего 1 час в неделю, в профильных классах – 3 часа в неделю. Ограничение числа часов, отводимых на химию – тенденция негативная, которая, на наш взгляд, идет вразрез с общей, безусловно, позитивной направленностью стандарта.

Многие учебники, ставшие в течение десятилетий традиционными, не вполне соответствуют требованиям новых стандартов. Авторским коллективом химического факультета МГУ под руководством академика В.В. Лунина, профессоров Н.Е. Кузьменко и В.В. Еремина (руководитель коллектива) подготовлен учебно-методический комплекс, включающий в себя полную «линейку» учебников для 8–11 классов, а также рабочие тетради и учебно-методическую литературу. Все учебники имеют гриф «рекомендовано» Минобразования РФ и соответствуют современным образовательным стандартам.

Линия учебно-методического комплекса состоит из двух учебников 8 и 9 классов, четырех учебников для 10 и 11 классов (базовый и профильный уровни), рабочих тетрадей и методических пособий. Пособия включают в себя: поурочное планирование и рекомендации по ведению уроков; задания для письменных опросов, проверочных и контрольных работ; примеры решения задач разного уровня сложности. Отдельно издана рабочая программа, переработанная в соответствии со стандартами второго поколения.
Подготовку учителей химии по работе по новым стандартам с использованием нашего учебно-методического комплекса авторы осуществляют на дистанционных курсах повышения квалификации.

Код публикации: 

2302

Издание: 

Страница в издании: 

6